Трудные вопросы: смена пола

Разрешает ли Церковь совершить операцию по изменению пола в случае мужчины с кариотипом XXY, у которого есть мужские и женские половые органы?

Судя по всему, Вы спрашиваете о синдроме Клайнфельтера, одним из разновидностей которого является хромосомная аномалия. Этот синдром часто диагностируется после полового созревания. В любом случае, он затрагивает только мужчин, и никакого сомнения в их генетической половой принадлежности не возникает. Клинические проявления могут включать некоторые гормональные изменения, наличие некоторых вторичных признаков женского пола (гинекомастию), а также сопутствующие заболевания, некоторые особенности умственного и психического развития.

Насколько это позволяют утверждать сведения из научно-популярных источников, носители этой аномалии не имеют первичных признаков женского пола, так что в случае операции речь шла бы именно об изменении пола, что с точки зрения нравственности недопустимо. Терапия, рекомендуемая в случае синдрома Клайнфельтера, — это гормональная терапия, а также пластическая хирургия в случае гинекомастии. Желание сменить пол, скорее всего, объясняется психическими причинами, которые не устранит никакая операция. Приобретение иного пола не исцелит душевных страданий, которые требуют иного вмешательства.

Исследования последствий операции по смене пола показывают, что после операции психические проблемы не исчезают, наоборот, возникает девиантное поведение, происходят самоубийства, а также появляется желание вернуться к изначальному полу.

Иначе обстоит дело в случае наличия как мужских, так и женских половых органов. В данном случае человек морфологически принадлежит к обоим полам, и речь идет о гермафродитизме (различают между истинным гермафродитизмом и ложным, к которому и относится синдром Клайнфельтера). В этом случае проводится хирургическая операция не по изменению пола, а по приведению репродуктивных органов к состоянию одного пола, определяемому по ряду признаков и после тщательного обследования.

Неспособность принимать свою телесность, то есть воспринимать ее как свою собственную, со всей сложностью ее биологической структуры и физиологических процессов, – это большая трагедия для человека. Речь не идет о том, что человеку «не нравится» собственное тело. В случае транссексуальности человек не может отождествить самого себя со своим телом, прежде всего в том, что касается сексуальной сферы. Иными словами, мужчина идентифицирует себя как женщину, заключенную в чуждом ей мужском теле, или женщина чувствует себя мужчиной несмотря на женское тело.

Ложная сексуальная самоидентификация – это состояние крайнего и непреодолимого внутреннего конфликта. Он может быть более или менее интенсивным в зависимости от каждого отдельного случая, однако это состояние нельзя недооценивать. Результатом ложной сексуальной самоидентификации может быть серьезная депрессия, доходящая до самоубийства. Проблема в том, что в случае транссексуальности крайне тяжело устранить причину проблемы. Несмотря на многочисленные научные исследования, до сих пор не удалось установить эту причину. Выдвигались различные гипотезы, но ни одна из них не проясняет всех сомнений. Более того, некоторые теории, несмотря на то, что основаны в определенной мере на фактах, исключают друг друга.

Современная медицина пытается сгладить этот внутренний конфликт посредством приспособления тела к психике, переживающей внутреннюю драму. С помощью гормональной стимуляции с одной стороны и хирургических вмешательств — с другой, с помощью юридической смены идентификации в соответствии с сексуальным самовосприятием, а также с помощью психотерапии медицина пытается выстроить в транссексуальной личности чувство связи с телом, которое было хирургически модифицировано. Разумеется, не во всех случаях этот процесс доводится до конца. Иногда для относительного психологического комфорта транссексуальной личности достаточно сменить пол через суд, одновременно с гормональной стимуляцией и психотерапией.

Но даже тогда, когда процесс «смены пола» доводится до конца, он не делает из мужчины женщину и наоборот. Процесс приспособления биологического пола к полу, ощущаемому посредством чувств, происходит не сразу, а постепенно, продолжаясь до двух лет и более. Сначала проводится стимуляция гормонами с целью устранения характерных признаков отвергаемого пола и постепенного формирования признаков противоположного пола. В определенный момент производится хирургическое вмешательство. Удаляются гонады – органы, образующие половые клетки, ведь это именно они ответственны за выработку половых гормонов биологического пола. Удаляются также наружные половые органы, а в дальнейшем устанавливаются биопротезы, имитирующие гениталии противоположного пола. Они состоят из живых тканей, однако лишены структуры и черт, присущих подлинным органам. У них нет также основной характеристики репродуктивных органов: они не могут служить деторождению.

Попросту говоря, так называемая операция по смене пола – это совокупность медицинских процедур, посредством которых наносятся увечья телу, производится стерилизация, тело подвергается такой модификации, чтобы как можно больше походить на тело человека противоположного пола, того, с которым теперь идентифицирует себя этот человек.

Некоторым кажется намного проще усовершенствовать фармакологическое вмешательство и техники пластической хирургии, чем поднимать вопрос об исцелении психики. Даже если «сменить пол», ДНК не изменится. То, что человек приобретает после операции, не исцеляет, — может быть, только в самом начале облегчает состояние. Рано или поздно возвращаются все страдания, связанные с расстройством, лечить которое следовало бы не на операционном столе.

Ольга Сакун, русская редакция Vatican News

для друку для друку

Веснік-відэа

Варта паглядзець

Святыя заступнікі