По поводу одежды священников в Кодексе канонического права мы находим следующие предписания: «Клирикам следует носить подобающее церковное одеяние согласно нормам, изданным конференцией епископов, а также законообразным местным обычаям» (ККП 284). Что касается монашествующих, то им полагается «носить одеяние института, изготовленное по нормам собственного права, в знак своего посвящения и во свидетельство бедности» (ККП 669).
Уже вскоре после Второго Ватиканского собора Итальянская епископская конференция установила правила, согласно которым пресвитеры должны носить сутану во время своего служения, в приходе или обители, во время проповеди и учительства, и могли использовать темный костюм и сорочку с круглым воротником в поездках и в тех ситуациях, которые не относятся к их священническому служению.
После Собора Святейший Престол неоднократно высказывался на эту тему. В 1976 году Конгрегация по делам епископов разослала всем епископам письмо, в котором указывалось, что церковные одежды ни в коем случае не должны упраздняться.
Многие объясняют непопулярность сутаны у священников тем, что такая форма одежды неудобна для пастырских занятий, которым все больше приходится себя посвящать. Если в прежние времена обычной «средой обитания» пресвитера были храм, ризница, семинария, библиотека, то после Второго Ватиканского собора они вышли далеко за пределы ризницы в пространство, которое Папа Франциск называет «полевым госпиталем», каким и должна быть Церковь. В то же время уже в 1979 году святой Иоанн Павел II в послании Novo incipiente отмечал, что пастырская работа требует приближения к людям, но не нужно забывать, что речь идет о приближении священника.
В 1983 году Итальянская епископская конференция вновь высказалась по этому вопросу, постановив, что за пределами богослужений в публичных местах духовенство должно носить сутану или «клерджимен» (темный костюм и сорочку с круглым воротником). В одежде гармонично сочетались достоинство и простота, и в любом случае одежда священников отличалась от одежды мирян. Здесь следует заметить, что вообще различия в стиле одежды священников и мирян начали формироваться лишь в V столетии.
В целом есть такая тенденция, что священники ходят в соответствующем облачении, используемом вне Мессы, реже, чем монахини. Однако при более внимательном взгляде на это соотношение в разных странах оказывается, что все не так. В некоторых местах сложилось так, что специальные облачения уже не носят ни священники, ни сестры-монахини, а в других местах все наоборот: и пресвитеры, и монашествующие продолжают выделяться своей одеждой.
Какое вообще значение придается и должно придаваться этому аспекту?
Три года назад к лику блаженных Католической Церкви был причислен юный Роландо Мария Риви. Он ценой жизни защищал свою сутану, был подвергнут пыткам и издевательствам и расстрелян коммунистами-партизанами в 1945 году, поскольку отказался оставить одежды семинариста. Это свидетельство показывает, что сутана – важный знак принадлежности к Богу.
Многие крещеные хотели бы, чтобы посвятившие себя Богу люди были узнаваемы. Культурная среда нашего времени, отмеченного секуляризацией, оказывает воздействие и на служителей Церкви. Об этом говорится, в частности, в документе Конгрегации по делам духовенства, изданном в 1994 году, под названием «Руководство по образу жизни и служению пресвитеров». В 66-м параграфе утверждается, что «в секуляризованном и преимущественно материалистском обществе, где знаки, отсылающие к священному и сверхъестественному, постепенно исчезают, особенно ощущается необходимость того, чтобы пресвитер – человек Божий, распределитель Его Таинств, — был узнаваем в глазах общины, в том числе и посредством одежды как недвусмысленного знака его посвящения и его общественного служения. Пресвитер должен быть узнаваем прежде всего по своему поведению, но также и по одежде, — чтобы каждому верующему и каждому человеку вообще была сразу понятна его идентичность и принадлежность к Богу и к Церкви. Поэтому клирик всегда должен носить приличествующее церковное одеяние, согласно нормам епископской конференции и согласно законным местным обычаям. Это означает, что его одежда, в случае если это не сутана, должна быть не такая, как у мирян, и должна соответствовать достоинству и священному характеру его служения. Как покрой, так и цвет должны быть установлены епископской конференцией и всегда согласовываться с общими каноническими нормами».
Приведенный текст утверждает важность священнических облачений для духовенства. В то же время в пояснении Папского совета по законодательным текстам уточняется, что эти правила не охватывают постоянных диаконов.
Конгрегация по делам духовенства вмешалась в вопрос о стиле одежды священников потому, что, во-первых, было необходимо напомнить об общественном значении служения пресвитеров, а также о том, что одежда – это знак принадлежности к Богу и Церкви, который должен отличать священника от всех остальных. Но обратим внимание на то, что в документе ставится акцент на поведении пресвитера, по которому его узнают. Поведение и образ жизни священника должны быть отражением его миссии служения народу. Одежда как знак этого служения выражает также и его хрупкость: любой пресвитер нуждается в поддержке, чтобы не впасть в противоречия и не стать соблазном для людей.
В 1996 году Конгрегация по делам духовенства снова обратилась к пресвитерам с посланием, в котором утверждалось, что белый круглый воротник и крест не являются достаточными знаками, которые отличают церковную одежду от светской.
В культурном контексте новой евангелизации одежда священнослужителя должна отличаться простотой и скромностью. Святой Франциск Ассизский хотел, чтобы священные сосуды для литургии были всегда драгоценны, а одежда братьев – бедна и проста. Простота и скромность священника отражает красоту Евангелия, всецелого посвящения себя Христу и Благой Вести.
Священническая сутана и монашеское платье, несомненно, имеют психологическое значение, постоянно напоминая тем, кто их носит, о причинах собственного выбора и связанных с ним обязательствах, укрепляя чувство принадлежности к священному сану или монашеству.
Сутана и монашеская одежда имеют и социологическое значение, поскольку это видимый знак самоидентификации, отнесения себя к определенной категории. Эта одежда наделена и богословским смыслом, поскольку посредством внешних, материальных знаков священник, монах, монахиня причастны к особой формы жизни – богопосвященной – в силу которой человек следует особому призванию ради блага других людей. Это – внешний знак внутреннего преображения, при котором человек совлекает с себя ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека.
Наше общество, в котором ощущается дефицит знаков сверхъестественного, как никогда нуждается в том, чтобы видеть тех, кто посвятил себя Богу.
для друку