Смирение, как и послушание, обыденное секулярное сознание привыкло воспринимать как признаки закрепощения человека религией, приниженность и забитость. Так ли это?
Вдумаемся, вслушаемся в это слово. Мы обнаружим, что корень слова – «мир», значит, смирение предполагает приведение себя в состояние мира. Это – первый ключ к пониманию. Что даёт нам мир? Согласие с миром и окружающими, с собственной совестью; сознание того, что мы делаем в своей жизни что-то реальное – в смысле настоящее, нужное людям, правильное. Незлобивость – то есть готовность не отвечать злом на зло, требующая мужества. Наш Господь недаром ставит рядом смирение и кротость.
Второй ключ к пониманию слова – простой вопрос: смирение перед кем? Кого мы признаём высшим себя? – Творца всего сущего, Всеблагого, Всеведущего и Всемогущего. Зазорно ли это? – Просто адекватно, всего-навсего признание ограниченности своей природы, своих возможностей понимания и действия. Мешает ли это осознание собственных границ мысли и действию? – Нисколько, наоборот – помогает, ведь любая трезвая оценка ситуации – благо, в отличие от неадекватной.
Смирение предполагает, что мы, сознавая собственную ограниченность, обращаемся за помощью к Тому, Кто сильнее и мудрее нас, к Источнику Света. Если Он просветит нас, направит наши стремления, укрепит нашу решимость, подаст какую-либо помощь – мы сделаемся сильнее в своём делании. Если мы не увидим Его явной помощи – смирение должно помочь нашему доверию. Отец учит ребёнка ходить, оберегая его, но отнимая свою руку и побуждая преодолеть страх перед первыми самостоятельными шагами; но оба они при этом пребывают в любви.
Смирение – великая освобождающая сила. Оно позволяет жить, молиться, мыслить, трудиться с полной отдачей, понимая, что идеального результата нам не достичь, всего на свете не предусмотреть, неожиданности и ошибки неизбежны, принимать их можно и нужно без самоедства. Но оно же побуждает нас честно делать всё, что в наших силах, и понимать, что конечные результаты – в надёжных руках доброго Бога.
для друку