«Не спешите отказываться»: размышления по поводу пепельной среды

Если, готовясь начать Великий пост, вы раздумываете над тем, от чего отказаться и насколько вы будете страдать без алкоголя и шоколада в течение ближайших шести недель, то, возможно, настало время пересмотреть свой подход к этому периоду года. Помогут ли практики, выбранные вами на Великий пост, вашему духовному росту, продвижению на пути навстречу Пасхе? 

Притязания Иисуса на то, что Он – Бог, единосущный Отцу, сотворившему небо и землю и единый с Ним, не могут основываться только на том, что Он жил благородно, служил высоким целям и потому умер. Это справедливо для великого множества людей: от античного философа Сократа и до тех пожарных, которые погибли, спасая людей во время теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Великая история о единосущности Иисуса Богу покоится на том факте, что Он, и только Он один, воскрес из мёртвых и явился Своим ученикам, которые Его подвели. Мы провозглашаем Его смерть именно потому, что она – не конец. Он воскрес и придёт к нам снова. Великий пост – это подготовка к Пасхе: к празднованию новой жизни, а не поминовение смерти Бога.

Поэтому Великий пост – этот вовсе не время погрязнуть в негативе. Великий пост – время первых признаков весеннего пробуждения новой жизни в природе, а в нас – это время появления первых признаков тех перемен, которые будут продолжаться по мере того, как мы будем возрастать во Христе, приближаясь к Царству, уготованному нам от создания мира.

Мысли о Великом посте как о времени страдания и наших отважных усилий и подвигов самоограничения могут отвечать некоторым последствиям нашего воспитания. Но если мы будем так думать, то сосредоточимся, вероятнее всего, на самих себе. А ведь истинный смысл Великого поста состоит не в том, чтобы сосредоточиться на себе, а в том, чтобы открыться на другого, выйти за пределы своего «Я». Вот, как мы можем получить дар новой жизни, исходящей только от Бога!

Когда Матфей и Лука, каждый несколько по-разному, описывают те искушения, с которыми столкнулся Иисус в пустыне, создается впечатление, что и Сам Иисус рос в осознании и принятии Своей подлинной миссии. Он должен был распознать и принять, что Его путь – это не просто совершение чудес, несмотря на тот триумф, которым, казалось бы, начиналась Его деятельность. Он должен был понять и принять, что Его царство – это царство, данное свыше в истинном смысле слова, и потому не принадлежит этому миру (Ин 18,36-37). Иисус не совершает подвига, доказывая Свою силу воли, Он возрастает в понимании и принятии Своей идентичности, которая открывается Ему через масштаб порученной Ему миссии.

Значит ли всё вышесказанное, что название статьи подразумевает «Не отказывайтесь вовсе во время Великого Поста»? Нет, не совсем так. Важно, чтобы мы избегали практик, в которых много суеверия, и которые, в лучшем случае, представляют собой просто благообразный фасад, а в худшем, – являются столь же разрушительными, как тот тип религиозности, от которого Иисус пришёл нас освободить.

Суть состоит в том, с каким образом мышления мы подходим к Великому посту. Великий пост – это «Великое время благодати», великий дар Бога Своей Церкви. Великий пост ставит нас перед автором и первопроходцем нашей веры – Иисусом Христом, и спрашивает нас, как мы можем следовать за Ним более осознанно и более «по существу». Великий пост является христианским только тогда, когда он позитивен.

Проживание Великого поста должно сосредотачиваться именно на таких вопросах как: Где я расту? Какие жизненные вопросы передо мной стоят? В каких областях я не могу разобраться и должен «нырнуть глубже»? Где для меня «пустыня», подобная той, в которой пребывал Иисус? Как я могу войти в эту «пустыню» свободно, целиком, с открытостью и щедростью?

Такие вопросы могут привести вас к совершенно нормальным, традиционным ответам: отказаться от сахара, или сигарет, или мяса. Но отказаться не из-за того, что удовольствие, которое они мне доставляют, дурно само по себе, а потому что это удовольствие притупляет осознание мною более серьёзных вещей, которые действительно имеют значение. И поскольку никто не может жить в полную духовную силу всё время, для нас очень полезно каждый год иметь эти особые шесть недель, когда мы прилагаем более существенные и более последовательные усилия открыться Божьему вызову. Мы не должны быть слишком амбициозны, иначе мы наверняка потерпим поражение, разочаруемся и сдадимся где-то между первым и вторым воскресеньем поста. Нам нужны реалистичные цели: достаточно серьёзные, чтобы напрячь нас, но не чрезмерные, чтобы не сломать нас. Мы должны продвигаться постепенно, стремясь к устойчивому росту.

Если такие соображения приводят нас к принятию на себя стандартных покаянных практик Великого поста – прекрасно. Но мы можем подойти к делу и творчески, разработав для себя практики, которые с общепринятой точки зрения выглядят менее «покаянными».

Пост – для расширения и распространения, а не для ограничения и замыкания. Начиная эти 40 дней, мы должны спросить Духа, в чём мы призваны, здесь и теперь, возрастать. Нам нужно спросить самих себя, что мы должны делать для достижения этой божественной цели. Вместо того, чтобы самовольно ограничивать и урезать себя нам нужно открыться Тому, Кто призывает нас в свет из темноты, возносит к жизни из смерти. И дело тут не в наших усилиях, и уж тем более не в том, чтобы выглядеть несчастными. Скорее нам следует со смирением гордиться тем, что всё, что мы можем делать – это насаживать и поливать. А выращивает, увеличивает и умножает только Бог (1 Кор 3,5-7).

Jesuit.ru

для друку для друку

Веснік-відэа

Варта паглядзець

Святыя заступнікі