На общей аудиенции 28 февраля Папа Франциск продолжил цикл катехизических наставлений о пороках и добродетелях, посвятив размышления двум грехам, которые находятся в центре особого внимания духовной традиции Церкви: зависти и тщеславию.
По словам Святейшего Отца, которые зачитал сотрудник Госсекретариата, зависть – один из древнейших пороков, описанных в Священном Писании: Авель погибает от руки Каина, который не мог смириться с успехом и радостью своего брата. Этот порок привлекал внимание философов и мудрецов всех культур, отмечавших, что завистник всегда печально опускает взгляд, будучи жертвой ненависти и желания зла другому, при этом он втайне стремится походить на предмет своей зависти. Такой человек видит в успехе других несправедливость.
В основе этого порока, подчёркивает Папа, лежит фальшивое представление о Боге, когда человек хочет навязать Всевышнему свою эгоистическую логику. Однако Божья логика – это любовь, и Господь хочет, чтобы мы делились с другими теми благами, которые Он дарует нам. Апостол Павел увещевает христиан по-братски любить друг друга и предлагает в качестве лекарства от зависти соревноваться во взаимном уважении (см. Рим 12,10).
Второй порок, на котором остановился Святейший Отец, – тщеславие: оно присуще людям, желающим быть в центре внимания, эгоистически эксплуатировать других, получать всеобщее восхищение и любовь. Тщеславие нередко сопровождается завистью и предполагает завышенную самооценку; хвастливые люди неспособны понять других и сопереживать им, их отношения всегда основаны на подавлении ближних. Такие люди стремятся выставить свою личность, достижения и успехи напоказ: они – вечные «попрошайки» внимания и похвалы, а если не получают признания, то впадают в ярость и предаются обиде.
Цитируя Евагрия Понтийского, Папа отмечает, что в соблазн тщеславия можно легко впасть и после успехов в духовной жизни, но «похвала, которую тщеславный надеется получить от мира, вскоре обернётся против него; сколько людей, обманутых ложным представлением о себе, впадали потом в грехи, за которые им вскоре было стыдно!» – подчёркивает Епископ Рима.
«Лучшее наставление по преодолению тщеславия можно найти в свидетельстве святого Павла. Апостол всегда смирялся с недостатком, который так и не смог преодолеть. Трижды он просил Господа избавить его от этой муки, но в итоге Иисус ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». С того дня Павел обрёл свободу, и мы должны применить к себе его вывод: ‘Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12,9)’», – подчёркивает в конце размышления Папа Франциск.
Виктор Владимиров, русская редакция Vatican News
для друку