Контрацепция и сексуальное разнообразие в семье — грех?

Romance-Awareness-Month«Хотелось бы задать следующие нескромные вопросы: использование презервативов в сексуальных отношениях мужа и жены является грехом или нет? Если да, то каким? Разнообразие в сексуальных отношениях мужа и жены, доставление удовольствия различными способами является грехом или нет? Если да, то каким?» Андрей

На вопрос отвечает о. Змитер Чернель:

– Подробный ответ на вопрос о допустимости контрацепции недавно опубликовала Русская редакция Ватиканского радио. Второй Ватиканский собор в конституции «Gaudiumetspes» предлагает такое истолкование Божественного закона в отношении контрацепции: «Когда речь идёт о сочетании супружеской любви с ответственным деторождением, нравственный характер поведения зависит не только от искреннего намерения и от оценки мотивов: он должен определяться объективными критериями, почерпнутыми из природы личности и её поступков – критериями, которые в контексте настоящей любви сохраняют подлинный смысл взаимоотдачи супругов и человеческого деторождения. А это возможно лишь тогда, когда чистосердечно соблюдается добродетель супружеского целомудрия. При планировании деторождения чадам Церкви, опирающимся на эти принципы, не дозволено идти теми путями, которые отвергает Учительство Церкви, объясняющее Божественный закон» (51).

Контрацепция противоречит полной супружеской отдаче себя друг другу. Как неоднократно повторял святой Иоанн Павел II, контрацепция нарушает целостность взаимного дара.

Разумеется, контрацепцию, которая является тяжким (смертным) грехом, нельзя приравнивать к убийству. Существуют разные степени тяжести смертных грехов. Но, как в гражданском правосудии в тюрьму попадают и за убийство, и за воровство, которые между собой разнятся по тяжести и по виду и сроку наказания, так и в христианской нравственности грехи различаются между собой по тяжести. И убийство, и пропуск воскресной Мессы без причины – смертные грехи, лишающие благодати, хотя они абсолютно несопоставимы по тяжести.

Католик, который не посещает воскресную Мессу или пользуется контрацепцией, может быть вполне добропорядочным человеком и активным прихожанином. Критерий греха относится к сверхъестественному порядку, и этот критерий – любовь, которая выражается в созвучии нашей воли воле Божьей. Господа любит тот, кто исполняет Его заповеди: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», – говорит Господь (Ин. 14,21). Тот, кто не соблюдает Его заповедей, каким бы порядочным человеком он ни был, не может говорить, что любит Господа: «Кто говорит: «я познал Его «, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2,4).

Святой Фома Аквинский напоминает, что «смертным является грех, который отнимающий жизнь духа, порожденную любовью – добродетелью, в силу которой Бог обитает в нас. Поэтому к смертным относится тот грех, который сам по себе, то есть по своей природе, несовместим с любовью» («Сумма теологии», II).

Путь нашего освящения и нашей дружбы с Господом осуществляется не спорадически, а шаг за шагом, в каждом нашем выборе, в каждом действии. Особенно это касается таких значимых действий, как супружеский акт, где человек полностью отдает себя другому, открываясь для зарождения новой жизни. Ведь искусственно бесплодные супружеские акты не только закрыты для деторождения, но и препятствуют полной взаимной отдаче. Всецелый взаимный дар может происходить только в том случае, если этот дар включает и открытость к зарождению новой жизни, плода любви без оговорок. В любом случае, искусственные препятствия детородной функции являются вмешательством в замысел Творца о сексуальной сфере и человеческой любви.

Процитируем здесь Руководство для исповедников, изданное Папским советом по душепопечению о семьях в 1997 году: «Церковь всегда учила тому, что контрацепция, то есть намеренное бесплодие каждого отдельного супружеского акта, является существенным злом. Это учение следует считать окончательным и неизменным. Контрацепция представляет собой серьезное нарушение супружеского целомудрия и противоречит благу передачи жизни (прокреативному аспекту брака) и взаимному дару супругов (объединяющему аспекту брака). Она ранит подлинную любовь и отрицает верховную роль Бога в передаче человеческой жизни» (2.4).

Таким образом, учительство Церкви о контрацепции не подлежит пересмотру.

Это учительство предполагает ответственный подход к деторождению, включающий естественные методы планирования семьи.

На вторую часть Вашего вопроса ответ есть в книге Ксаверия Кнотца «Секс, которого не знаете». Сексуальное удовлетворение естественно сопровождает встречу супругов, которые любят друг друга. Бог в полной мере принимает это человеческое чувство. Он позволяет радоваться им в супружеском акте. Папа Пий XII в речи «Нравственные вопросы супружеской жизни» отмечает: «Волей самого Творца было (…), чтобы супружеская пара в совместном, полном физическом предании себя друг другу испытывали телесное и духовное удовлетворение и счастье. Поэтому, когда муж и жена ищут и получают такое удовольствие, то тем самым не делают ничего плохого, используют только то, что уделил им Творец». Пределом совместных поисков и получения удовольствия является использование природных свойств человеческого тела – то, что я своим телом могу предложить любимому человеку и то, что она своим телом может предложить мне. Такого типа поиски, пока будут оставаться выражением взаимной любви и уважения, никогда не будут противоречить личностному восприятию друг друга.

Проблема появляется тогда, когда супруги начинают использовать разного типа стимуляторы: кольца для продолжения эрекции, вагинальные шарики, химические средства, усиливающие возбуждение, и тому подобное. Когда супруги ступят на такую дорогу, то начнут скатываться по наклонной плоскости. Забота об удовлетворении перестает быть даром одного лица другому, а становиться исключительно техникой возбуждения друг друга. Настоящее единство творится тогда, когда один человек одаривает другого, но в пределах, определенных природой, человеческой биологией.

Если супружеская пара приступает к ласкам с намерением завершения полного полового акта (с эякуляцией во влагалище женщины), то любое, направленное на возбуждение, поведение (вид ласки, сексуальных позиций) разрешается и является согласным с Божьим замыслом. Во время полового акта пара может проявлять любовь друг другу любым способом, даже самыми изысканными ласками. Супруги могут использовать ручную (мануальную) и оральную стимуляцию. Не существует религиозного обоснования введению точных указаний относительно того, какие жесты и ласки разрешены, а каких не должно быть во время половых отношений.

для друку для друку