Плотники восстанавливают своды собора Парижской Богоматери, пользуясь средневековыми инструментами и методами – им приходится тесать сотни тонн дубовых балок топорами и попутно решать «множество головоломок».
Если бы путешествия во времени были возможны, средневековые плотники наверняка поразились бы, наблюдая, как их отдаленные потомки пытаются возродить те технологии деревообработки, которые они применяли при строительстве несущих конструкций купола собора Парижской Богоматери более 800 лет назад. Нынешним плотникам приходится трудиться «по старинке», чтобы полностью восстановить уничтоженную пожаром главу всемирно известного памятника культуры и веры в подлинном виде. Они тоже то и дело поражаются и заходят в тупик, пытаясь применять инструменты, материалы и рабочие методы средневековой эпохи.
Реставраторы обдуманно выбрали ручные инструменты того временя для строительства свода, который пламя обратило в пепел в 2019 году. «Мы хотим восстановить собор точно такими способами и в том виде, какой он впервые обрел в средние века, – говорит Жан-Луи Жоржелин, отставной генерал французской армии, а ныне руководитель проекта реконструкции. – Тем самым мы проявляем должное уважение и храним верность великому искусству наших предков, которые построили все выдающиеся памятники во Франции».
Впрочем, работников подгоняет жесткий срок открытия собора (декабрь 2024 года), а потому плотникам и архитекторам все же приходится то и дело использовать методы компьютерного конструирования и некоторые иные современные технологии, чтобы ускорить процесс реконструкции.
Проект реконструкции свода крыши вышел на финишную прямую в начале мая, когда в мастерской в долине Луары на западе Франции проектировщики собрали и смонтировали главные несущие конструкции нового деревянного каркаса. Нагрузочные испытания (так называемый «холостой прогон») убедили архитекторов в том, что каркас соответствует всем условиям проекта. Теперь его предстоит собрать уже на венце собора.
Подсчитано, что для восстановления каркаса соборного свода пришлось срубить около 1200 деревьев. «Наша цель состояла в том, чтобы восстановить в первоначальном виде и состоянии деревянную каркасную конструкцию, сгоревшую 15 апреля 2019 года, – говорит архитектор Реми Фромонт, который предусмотрительно составил подробные чертежи подлинного каркаса в 2012 году, словно предвидел пожар. – Мы восстанавливаем деревянную каркасную конструкцию 13-го века во всех деталях. Применяем только тот же самый материал – дуб. Пользуемся строго теми же самыми инструментами и рычагами, применяем подлинные строительные технологии во всех мелочах. Очень скоро все элементы конструкции станут на свои места. Мы воспринимаем этот процесс как настоящее воскрешение святыни».
для друку