«И жили они долго и счастливо…». Так часто заканчивались сказки и романы. Сейчас и сказки пишутся другие, и разводов немало. А как их избежать, каков рецепт семейного счастья? На чем-то же держится настоящая, крепкая семья. И как ее правильно строить, хотелось бы знать? За ответами на эти вопросы мы обратились к ксендзу Андрею, викарию парафии костела Святого Вацлава.
— В костеле для детей и для взрослых периодически проводятся занятия на темы о семье, семейных ценностях. Расскажите, чему важно научить детей, чтобы в будущем они смогли создать хорошую семью?
— Тема семьи начинается с того, что Бог есть любовь. Это прежде всего. Бог создает человека по своему образу и подобию, что означает — создает людей, способных любить. Детям мы рассказываем, что Бог создал мужчину и женщину. И это очень важно подчеркнуть в сегодняшнее время, когда распространяется гендерная разрушительная идеология. Сегодня даже в фильмах эта негативная пропаганда идет. Важно, чтобы родители подчеркивали в семье гендерную идентичность девочек и мальчиков. Чтобы не шли на поводу моды, «современности». Это болезнь. Это ненормально, противоестественно. Мы это понимаем. И сегодня на Западе они скорее только эросом телесным и живут. Еще у древних греков было понимание разных видов любви. Телесная любовь; любовь к родителям, чистая, искренняя; любовь, когда готов даже жизнь свою отдать за кого-то. Уже тогда греки умели различать понятия. Христос Бог пришел на землю и учит нас высоко поднимать планку любви.
По словам ксендза Андрея, детей учат тому, что семья — это замысел Божий. Идея Бога, его план, который мужчина и женщина реализуют, раскрывая свои дары, таланты, свою любовь согласно воле и замыслу Творца. Детям рассказывают о сакраменте — таинстве венчания в костеле. В доступной форме говорится о главных элементах брака: единстве и нерасторжимости семейного союза. В эпоху потребления другой человек, его чувства, увы, воспринимаются сродни товару на витрине. Поэтому от серьезного, правильного отношения к созданию семьи зависит ее будущее.
— Детям мы говорим: оставляет человек отца и мать свою и становятся двое одной плотью, то есть одним целым, одним организмом, — рассказывает священник. — Затрагивается и тема развода. Чтобы дети уже маленькими знали, что развод — это ненормально, нехорошо и неправильно. Во многих семьях дети, видя, что родители разведены, могут думать, что это какая-то норма. Они уже с детства должны понимать, что Богом это не задумано.
Объясняется и важность послушания. Очень важно детям строить отношения с родителями, через которые они в будущем учатся строить отношения с Богом. Кроме этого, делается акцент на том, что семьей называются не только близкие. Семьей называются все люди на Земле, потому что все мы дети Божьи. Дети узнают, что значит любить в семье — заботиться друг о друге, помогать, делать хорошие дела, совершать добрые поступки, благодарить родителей, не забывать говорить «спасибо!». Заботиться о старшем поколении. Обязательно говорится о том, какое огромное и важное место в семье занимает молитва.
Если семья является домашним храмом, то в человеческом и христианском возложенном на родителей задании заключается нечто священническое.
— Я бы хотел обратиться к родителям, чтобы они, воспитывая детей, помнили, что они являются образом Божьим. Это означает, что они должны показывать пример любви своим детям. Второе самое дорогое, что могут дать родители детям кроме жизни — свою любовь. Когда дети будут видеть, что родители любят друг друга, любовь в семье, это также будет отражаться на психологическом, эмоциональном здоровье ребенка. Я всегда говорю родителям, что воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя. Прежде чем требовать от ребенка, мы должны требовать от самих себя. И веры, и молитвы, и послушания, следования заповедям. Очень важно донести родителям, чтобы они с такой перспективы посмотрели вообще на отношения в семье и воспитание детей.
К браку нужно готовиться
Христианский брак — это неразрывная и освященная общность личностей, основанная на союзе верной любви. Чтобы семья была крепкой, будущей супружеской паре нужно понимать, что ее создают на всю жизнь. Ее нужно строить на прочном основании. Ксендз Андрей в беседах с молодыми приводит притчу Иисуса Христа о двух семьях, которые строят дома. Одна построила на песке, а вторая, раскопав песок, нашла скалу и использовала ее как фундамент для дома. Пришла буря и первый дом рухнул, а второй уцелел.
— Я всегда молодоженам говорю, что дом этот, который строят люди, является символом всего того, что мы хотим, как люди, построить на земле. Счастье, особенно счастье семьи вообще надо строить. Как и любовь в семье, радость. Буря является символом жизненных трудностей, испытаний, кризисов, нервов. Если фундаментом для нас станет вера, Бог, тогда больше вероятность, что мы все эти бури переживем.
При подготовке к супружеству молодоженам напоминают о заповедях Божьих, цель которых помочь нам оставаться свободными от греха. Заповеди являются рамками, находясь в которых, мы имеем эту свободу.
— Люди считают сегодня, что заповеди нам не нужны, они ограничивают. Как пишет отец Артуро Каттанео, наша культура понимает свободу как неустанное и беспокойное избегание любых уз и обязательств. Он отмечает, что в атмосфере такого невротического стремления к самосохранению трудно хорошо понять значение супружеского союза как принесения себя в дар. Чтобы понять, что заповеди нас не ограничивают, важно помнить контекст, когда они были даны людям. Это произошло, когда люди вышли из египетского рабства в пустыню. И это был завет, договор: если будете соблюдать заповеди, Бог в свою очередь сделает так, что всегда люди будут свободными, не попадут больше в рабство. Я от этого контекста подхожу к заповедям Божьим. А начиная с этого, приходим к тому, что Иисус Христос придает заповедям еще более глубокий смысл: кроме внешнего врага, который ищет, как нас поработить, есть еще худший враг человечества. Он заинтересован, чтобы нас поработить духовно, нашу душу сделать рабой греха. Этим врагом является отец лжи — дьявол. Поэтому сегодня в обществе, если кто-то говорит, что заповеди его ограничивают, это однозначно люди, которые уже где-то на крючке зла. То есть, они уже не свободны внутри, что-то их уже держит. Легко стать рабом мобильника, Интернета, денег, карьеры, власти. А Бог хочет, чтобы мы были свободны. Поэтому так важны для нас заповеди Божьи. Особенно важно, чтобы будущие супруги это понимали перед созданием семьи.
С молодоженами в костеле беседуют о таинстве супружества, святости брачного союза, о телесном, психологическом, эмоциональном взаимодополнении и открытости к рождению детей.
Как сказал ксендз Андрей, семья должна идти с Богом по жизни. В семье надо молиться, дома должно быть место, где будут висеть икона или крест — символ жертвы Христа. Чтобы там можно было лично пообщаться с Богом.
— Чем ближе муж и жена к Богу, тем ближе они друг другу. Бог учит любить, беречь. Ребятам молодым говорю, что на них лежит огромная ответственность. Ведь мужчина — глава семьи. Мужчина ответствен за то, чтобы обеспечить семью материально, чтобы все было, что нужно. Но прежде всего мужчина в ответе за духовное развитие в семье. Это очень сложно донести, когда сегодня мужчины на втором плане в семье, а женщины командуют. Это неправильный образ. Нужно с Богом развивать себя, открывать мужские черты.
Диалог необходим как воздух
Причины трудностей в супружестве бывают разными. В книге Барбары Сайнок «Пакліканыя да любові. Катэхезы для нарачоных», на которую сослался ксендз Андрей, указываются основные из них. Это разница между супругами во взглядах, темпераментах, представлениях о роли мужа и жены, незнание психологических отличий между мужчиной и женщиной. Поэтому нужно заранее с такими отличиями ознакомиться. Вторая причина — тенденция к заботе о своей личной выгоде, когда каждый ждет, чтобы другой подстроился, и одновременно оправдывает себя. Если супружество строится «на условиях», когда «ты мне, я тебе», такая система отношений противоречит любви, ведет к мести и распаду семьи. Причинами разладов могут быть реакции на невзгоды и трудности. Кто-то ищет виноватого, кто-то замыкается в себе, кто-то убегает от проблем, например, бросает супруга с больным ребенком или уезжает за границу. В среднем возрасте может возникнуть чувство, что не оправдались ожидания от супружеской жизни. Это происходит из-за нереальности ожиданий, сформированных под влиянием фильмов, рекламы, соцсетей. В таком случае кто-то посвящает себя работе, а кто-то уходит в виртуальный мир или пускается в любовные авантюры. Во всех трудностях только правильное их переживание позволяет развиваться супругам и укреплять супружескую и семейную связь. Семейное единство не рождается само по себе, это результат работы над отношениями и сотрудничества мужа и жены.
— Трудности, кризисы — это нормально, они будут, — говорит священник. — Нужно снять розовые очки, чтобы нормально смотреть на жизнь. Не будет всю жизнь все идеально, прекрасно, как в период влюбленности. Поэтому нужно до супружества год-два пообщаться, чтобы заранее понять характер, минусы. Понятно, что еще есть и проблемы, и заботы повседневные, нервы, переживания. Но надо не ждать от супруга изменений, а стать в правде перед собой, уметь признаться в своих минусах и работать над своим характером, капризами.
В семье нужно общаться. Диалог необходим как воздух для человека. А люди сегодня все меньше времени друг другу посвящают, оправдывая это работой, домашними хлопотами.
— Нужно разговаривать друг с другом в семье, поддерживать, верить, восхищаться друг другом, хвалить. Всегда говорю молодоженам, что если жена не будет хвалить своего мужа, то найдется та, которая его похвалит. То же самое в обратную сторону: если ты меньше внимания уделяешь жене, найдется тот, кто сможет внимание уделить. Нужно вместе мечтать, какие-то сакральные вещи, тайны своего сердца открывать. Еще важно женщинам давать высказываться. Это в женской природе заложено. В шутку говорю: нужно полчаса жену слушать. И важно слышать друг друга. Так этого не хватает в отношениях сегодня. Ведь любовь — это время, посвященное друг другу. Чтобы идти дорогой любви, важно проявлять ее по отношению друг к другу, подтверждать конкретными действиями.
По словам ксендза, за семь лет его общения с прихожанами можно сделать вывод, что нужно говорить еще об одной важной теме — супружеском ложе.
— Как и все другие дары для взаимодополнения, дана Богом сексуальность с открытостью к деторождению. Этим даром нужно пользоваться деликатно. И с максимальным уважением относиться к интимной жизни. Мы также поднимаем тему контрацепции, которая противоречит замыслу Бога-Творца, его воле «плодитесь и размножайтесь». Существуют методы естественного регулирования зачатия и воздержание, которые не препятствуют замыслу Творца. Поднимаем тему недопустимости абортов, убийства невинных детей. Всегда говорю молодоженам, что их долг — стоять на страже жизни.
Еще одна важная тема — отношения с родителями. В Библии Иисус говорит человеку оставить своих отца и мать. Нужно реально «оставить», жить отдельно. «Оставить», значит соблюдать определенную дистанцию, установленные рамки. Я всегда молодоженам говорю: мы родителей любим, уважаем, прощаем. Мы им помогаем, приезжаем, внуков привозим. Это понятно. Мы их слушаем, если что-то советуют, но делаем так, как считаем нужным в нашей семье. Мы строим свою семью, свое счастье. Из детства нужно вырасти. И в супружество идти не для того, чтобы искать себе маму в жене или папу в муже. Нет.
Напоследок молодоженам ксендз всегда напоминает про три волшебных слова. Каждый день не забывать друг другу говорить: «Я тебя люблю».
для друку