Прикасаться к старине и дарить ей новую жизнь – задача реставраторов. И порой им приходится иметь дело с уникальными предметами искусства, которые на долгое время стали предметами повседневного быта. Через что прошла одна из икон, которую написали в Иркутске в 19 веке?
Это сейчас эта икона с Георгием Победоносцем занимает почётное место в частной коллекции. А когда-то она выполняла незавидную роль в зимовье одного из сёл в Бурятии. Там её 40 лет назад обнаружил коллекционер Аркадий Давыдов, он уже много лет занимается поиском старины. Во время обеда он поднял клеёнку и понял, что столешница, на которой ели и пили – это икона, написанная ещё в конце 19 века в Иркутске. Мужчина долго торговался с хозяином и сумел выкупить реликвию.
Аркадий Давыдов, коллекционер: «Икона уникальна и знаменательна чем? Здесь известен заказчик – крестьянин Даниил Далинин, здесь известен исполнитель – Михаил Кроненберг и известна дата – 1883 год. Привёз я её в 1986 году и, поскольку икона была в ужасном состоянии, она была чёрная грязная, эта надпись уже открылась после того, как над ней поработал реставратор, сняв старый лак, и обнажилась эта фигура».
Сначала за восстановление иконы взялся известный иркутский реставратор Сергей Фролов. Но довести работу до конца не успел. И только спустя 35 лет владелец иконы обратился за помощью к Николаю Натяганову. Перу этого художника принадлежит расписное убранство Казанской церкви в Иркутске. Символично, что в этот храм была перенесена часть икон из Казанского собора, который уничтожили в 30-х годах прошлого века. Среди них были и работы Михаила Кроненберга. А икона Георгия Победоносца отправилась в Бурятию. И, конечно, после стольких скитаний над ней пришлось серьёзно потрудиться.
Николай Натяганов, реставратор: «Нас два участка интересовало – это плащ святого Иоанна, на нём был сделан ассист, но было видно по всему, что ассист новый. Ассист – это такие прорисовки золотом или бронзовой краской, которые немножко смотрелись грубовато и тем более для академического письма ассист никогда не делался. И второй момент, в общем-то, главный момент – это лик святого. Потому что он был, похоже, написан заново».
За месяц икона обрела вторую жизнь. Cложно представить, что долгое время она выполняла роль стола. Но наконец расцвела новыми красками.
Фёдоров Олег
для друку