Поясните, пожалуйста, примечание 111 документа Международной богословской комиссии «Надежда спасения некрещеных младенцев»: «Следует обратить внимание на то, что официальное издание (editio typica) энциклики Папы Иоанна Павла II ´Evangelium vitae´ заменило соответствующий текст 99 параграфа: ´Вы осознаете, что ничто не потеряно, и попросите прощения у вашего ребенка, который ныне жив в Господе´ (´Vi accorgerete che nulla è perduto e potrete chiedere perdono anche al vostro bambino, che ora vive nel Signore´) — формулировка, которая могла стать поводом для неверной интерпретации, – следующим окончательным вариантом текста: “Infantem autem vestrum potestis Eidem Patri Eiusque misericordiae cum spe committere” (cfr AAS 87 [1995] 515)), означающим: ´В уповании можете вверить вашего младенца Самому Отцу и Его милосердию´».
Как так получилось, что Папа изменил формулировку от одного издания к другому?
Очевидно, исправление текста произошло потому, что Церковь уверена в вечном спасении ребенка только в том случае, если он крещен. Если же ребенок не крещен, то, как гласит Катехизис Католической Церкви вслед за Международной богословской комиссией, Церковь имеет обоснованные причины надеяться на их вечное спасение.
Проблема в том, что в рай невозможно войти без освящающей благодати, то есть без «брачных одежд». Никто из людей не рождается в брачных одеждах, но все рождаются с первородным грехом. Благодать брачных одежд, дарованную Богом, ребенок получает в Крещении по вере родителей и Церкви.
В отношении тех случаев, когда младенец умирает до принятия Крещения, Церковь убеждена, что Бог желает спасения всех людей и в силу этой Его воли Он всем дает возможность получить благодать. Какими путями это происходит, мы не знаем, но Церковь верует, что Бог дает такую возможность.
С другой стороны, Церковь всегда верила, что благодать не привязана к Таинствам. Таинства – это обычный, ординарный путь стяжания благодати. Однако неведомыми нам путями Бог дарует детям, не принявшим Крещение, возможность облачиться в брачные одежды. Таким образом, они спасаются Божьей благодатью, принимая ее посредством персонального акта.
Именно поэтому Международная богословская комиссия решила подчеркнуть изменение в официальном издании энциклики «Evangelium vitae». Невозможно сказать, сам ли Папа внес поправку, но можно с уверенностью утверждать, что он ее видел и одобрил. Основной смысл поправки – в следующем: велика надежда Церкви на то, что дети, умершие без Крещения, находятся в раю в силу благодати, которая им была дарована и которую они приняли. Однако речь идет о надежде, а не об уверенности: уверенность в спасении младенца может исходить только от Крещения.
для друку