Что отличает христианина от представителей других религий? Любовь, умение принимать и любить людей. Она основывается на понимании, что каждый из нас – дитя Небесного Отца, бесконечно Им любимое. И лучшим ответом на эту любовь может быть только любовь к ближнему. Не всегда это удается. Но Церковь не оставляет нас на пути совершенствования. В ее сокровищнице опыт множества поколений. Простая молитва, приписываемая св. Франциску, может быть хорошим подспорьем в размышлении и поисках мира и любви.
Туда, где ненависть, дай мне принести Любовь
Ненависть стала в наши дни оружием массового поражения. Она принимает все новые формы и примеривает все новые маски. Затягивает в свои силки и приносит разочарование в мире, в себе, в жизни в целом. Мы начинаем переносить свои проблемы на других людей, обвинять их в наших поражениях и неудачах. Так постепенно человек становится похож на гномов из последней главы «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса.
Все вокруг видят наступивший рай, а они все еще сидят в грязном и вонючем сарае и боятся любого шороха. Выход же здесь может быть только один – любовь. Позволить окружающим себя полюбить, увидеть в себе что-то за что можно полюбить… Но самое главное – не в этом. Самое главное позволить Богу проявить любовь к нам, позволить Ему вновь встретить нас на пороге дома. И тогда ненависть сможет преобразиться в любовь.
Апостол Павел пишет: «Дорогие друзья! Будем же любить друг друга, потому что любовь идёт от Бога, и каждый, кто любит, поступает так, ибо стал одним из детей Божьих и познал Бога» (1Ин 4,7).
Туда, где обида, дай мне принести Прощение
«И если семь раз на дню провинится перед тобой и семь раз вернется к тебе и скажет: «Виноват», — прости» (Лк 17,4).
Ненависть часто начинается с обида. Или даже серии обид. Простить бывает не просто трудно, а очень болезненно и даже мучительно. Требуется много сил и времени. Но ведь недостаточно сказать «прости меня!», как и недостаточно сказать «я тебя прощаю!». За этими словами обязательно должно стоять внутреннее изменение, изменение сердца, которое не только больше не желает зла, но и готово снова с доверием открыться.
Раскаяние и прощение сопутствуют друг другу, но прощение имеет большую силу. Потому что оно не всегда нуждается в словах извинении. И потому что оно преображает человека, залечивает раны и позволяет сделать следующий шаг. Мало того, прощение ведет к единению с Богом. В этот момент из блудного сына ты сам становишься отцом. Внутренний мир и единство с самим собой и с Богом помогают взглянуть на мир новыми глазами.
Туда, где рознь, дай мне принести Единство
«Воистину прекрасно, если люди живут все в мире» (Пс 132,1).
Единство с другими людьми подразумевает, прежде всего, единомыслие. «Есть лишь одно Тело и один Дух, и вы призваны были разделить общую надежду», — пишет апостол Павел (Еф 4,4). Общая надежда, общее упование – это значит мы видим мир примерно с одного ракурса. Каждый при этом сохраняет свою точку зрения, но нам нечего делить. Не ни причины, ни повода для ссор и разногласий. Истина для всех одна, Сам Христос. И весь мир открывается через призму отношений с Ним.
Туда, где заблуждение, дай мне принести Истину
«Освяти же их на служение Себе через истину», — молится Господь за своих учеников (Ин 17,17).
В нас есть много такого, что раздражает и даже возмущает. Годами не удается победить свои дурные наклонности и привычки. Это нередко связано с тем, что мы не готовы принять истину о себе, не готовы к честности с самим собой. Вопрос об истине некогда задал Пилат (ср. Ин18,37). И Иисус дал на него ответ. Если мы прислушаемся к Нему, то встретим Истину, способную победить все наши сомнения и страхи.
Туда, где сомнение, дай мне принести Веру
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», — писал апостол Павел (Евр 11,1).
Сейчас модно во всем сомневаться. Подражая философам прошлого, некоторые даже утверждают, что наша жизнь – только иллюзия. Но все дело в том, что без веры человек вообще не может существовать. Вера в реальность своего бытия, вера в верность доводов своего разума и т.д. позволяют жить и ориентироваться в пространстве и в обществе. Но нашему мятущемуся сознанию и духу необходимо найти крепкую пристань, что-то, что станет основой всего существования. Вера во Христа может стать этой твердой основой, краеугольным камнем личности. Эта вера помогает преодолевать сомнения и отвечать на трудные вопросы. И она же помогает надеяться.
Туда, где отчаяние, дай мне принести Надежду
«Душа моя жаждет Господа, в Его слове — моя надежда» (Пс 129,5).
Как обрести надежду? Пойти к психологу. А лучше и вообще без нее. Депрессия тихо окутывает человека и лишает его способности творить и мечтать. Она указывает только на сложности и недостатки, увеличивает беспокойство, создает замкнутый круг. Разорвать путы отчаяния может вера в Господа, который прошел через страдания и победил смерть. Он спустился во мрак ночи, в самую пучину человеческих страданий, богооставленность, ад… И в утро пасхального воскресения открыл новый путь к свету, путь к свободе.
Туда, где мрак, дай мне принести Свет
«Вы — свет мира /…/ Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5,14-16)
Темнота ослепляет нас и лишает возможности верно оценивать реальность. В темноте предметы кажутся больше, а проблемы страшнее. Темнота порождает детские кошмары, которые рассеиваются даже от маленького лучика света. Дети, смотрят на мир, ожидая чуда, поэтому радость освещает их лица. Даже самый маленький лучик света легко может помочь им победить страх и перестать с ужасом вглядываться в темноту. Господь говорит, что в нас, в христианах, живет свет, способный изгнать тьму и наполнить мир радостью. Он призывает нас быть взрослыми, которые без страха входят в комнату малыша и включают свет. Теми взрослыми, которые приносят с собой радость, потому что она наполняет их.
Туда, где горе, дай мне принести Радость
«Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь!» (Фил 4,4).
В наши дни слова Папы Франциска звучат как откровение: «Христианин не может быть печальным». Общество делает нас рыцарями печального образа. Ведь мы осознаем всю греховность этого мира. Мы сожалеем о своих грехах. Мы переживаем о неустроенности в наших общинах. Все ужасно! И только во Христе спасение! Но ведь именно эта мысль о спасении и должна переполнять нас радостью. Не зря св, Франциск вошел в историю как самый радостный и даже, можно сказать, легкомысленный святой. Он чувствовал себя любимым ребенком Божиим. Он был открыт Его любви.
И поэтому его страстные проповеди, в которых обличались грехи современного ему общества собирали столько слушателей. Поэтому у него так быстро появились последователи, братья. В этих проповедях была искра Божьего света. Надежда, что каждый человек может стать лучше, открыв свое сердце Христу. И радость от созерцания действия Божьего в творении, от встречи с Господом в Евхаристии и в других людях. Радость, которая заражала, наполняла других, помогала встретиться с самим собой и встретить Христа.
для друку