Мы, взрослые, достаточно часто можем недооценивать значимость и важность детской игры. Порой нам кажется, что это праздное времяпрепровождение, которое не несет в себе пользы. Но все совсем не так. Также, как для взрослого человека важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру он знакомится с окружающим миром и с отношениями между людьми. Игра в психическом развитии ребенка имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно через игру мы можем видеть проекцию мышления, воображения ребенка, его склонности и интересы.
Как игра влияет на развитие ребенка
Развитие образного мышления. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские наборы для игры лишают элемента фантазии.
Рефлексивное мышление. Хотя игра – это не жизнь, но поступки, которые, играя, совершает ребёнок, самые настоящие. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности. Такой опыт помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с моральными принципами и нравственными нормами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков с общечеловеческими ценностями. В процессе игры он учится быть справедливым, честным, решительным, добрым. Игра формирует характер ребёнка.
Развитие речи и навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.
Мотивационная деятельность. В ходе игры происходит развитие мотивов деятельности, формируются цели и стремления.
Физическое развитие. Подвижные игры формируют опорно-двигательную систему, укрепляют весь организм. Дети радостно бегают, прыгают – и это полезно. У них развивается ловкость и отличный мышечный тонус.
Развитие эмоциональной сферы. В игре ребенок учится сопереживать, поддерживать, симпатизировать.
Что же происходит в психике ребенка, когда он погружен в игру? Прежде всего он дает волю воображению, создавая игровую реальность. Зачем нужно воображение? Оно дает возможность расширить границы знакомого и привычного, перемешав известные вещи и вымысел. Небольшой объем знаний о мире компенсируется постоянной, на максимальных «оборотах», работой воображения. Каждый ребенок овладевает умением трансформировать знакомые образы и создавать что-то свое. Это важное умение помогает ему решать новые задачи, он учиться предвосхищать результаты своих действий именно благодаря воображению. Кроме того воображение – основа абстрактного мышления, совершенно необходимого при освоении многих предметов. Также, когда ребенок захвачен игрой, он может дать волю эмоциям: в игре отсутствуют «социальные фильтры», вынуждающие его скрывать некоторые чувства. А значит игра становится безопасным каналом для выражения переживаний, которые родителя или другие взрослые могут считать неуместными.
Прежде всего это касается агрессии. Но, конечно, игра не только позволяет отыгрывать «плохие» чувства. В ней ребенок может выразить и свои эмоциональные потребности, например, в заботе, любви, внимании. В игре может происходить все, что угодно, все допустимо, а значит, пусть и в фантазийном поле, но можно компенсировать дефицит чего-либо. В этом заключается «исцеляющая» функция игры, потому что для психики нет разницы: произошло ли нечто во внутреннем пространстве или в реальности. В любом случае происходит разрядка напряжения.
Отмечу, что игра сохраняет свое важное значение в психическом развитии ребенка и в школьном возрасте. Некоторые родители считают, что школа – это тот период, в котором практически нет места игре. Фразу «лучше бы книжку почитал вместо того, чтобы играть», думаю, многие из вас произносили не один раз. Да, началась серьезная школьная жизнь, но не стоит забывать, что детство-то продолжается. Большинство детей с удовольствием играют до 11-12 лет.
Когда ребенок идет в школу, его потребность играть такая же сильная, какой была и в дошкольном возрасте. И не смотря на то, что учеба и школьная жизнь для него теперь на первом месте, в свободное время он будет предпочитать игру любым другим занятиям. Более того, у игр в этот возрастной период появляется дополнительная функция – они помогают ребенку отвлечься и расслабиться, отдохнуть от школьных нагрузок. Игра продолжает сохранять и свою социализирующую роль, ведь в пространстве игры многие дети все еще чувствуют себя увереннее, чем в условиях учебы с ее правилами. Поэтому в режиме дня обязательно должно быть отведено время игре.
Известный психолог Рубинштейн в свое время говорил, что «игра – это школа жизни и практика развития детей». Помните об этом, когда захотите сделать замечание своим детям по поводу их игр.
Марина Ткач, психолог
для друку