Родителям о личных границах ребенка

Наступили летние каникулы и пора отпусков, а это значит, что дети и их родители, бабушки и дедушки будут больше проводить времени вместе. И если для взрослых такая перспектива на лето не несет в себе сложностей, а наоборот, им кажется, что таким образом они восполнят дефицит родительского внимания и родительских обязанностей, то для многих детей нахождение со взрослыми 24/7 становится своеобразным опытом нарушения их личного пространства, их личных границ. Именно о личных границах ребенка и их нарушении взрослыми мы сегодня и поговорим.

Думаю, многие взрослые хоть раз в жизни обращались к своему ребенку фразами «Иди поцелуй бабушку», «Посиди у дедушки на коленях», «Как ты закончил учебный год, с какими оценками». При этом мы ждем, что ребенок ответит поведенческой реакцией, т.е. сделает то, чего мы от него хотим в данный момент. Фразы, приведенные мной в качестве примера, не кажутся какими-то сверхъестественными, но в случае если они навязываются ребенку против его желания, то это уже не про общение, не про проявление интереса к жизни ребенка и совместное времяпрепровождение, а о нарушении его личных границ.

Нарушение границ личности происходит всякий раз, когда человек начинает распоряжаться чужим ресурсом так, будто он имеет на это право. В качестве ресурса могут выступать тело человека, вещи, территория, здоровье, время, убеждения и ценности.

Личные границы – своеобразный барьер, который человек выстраивает между своим внутренним миром и окружающей его действительностью. Для взрослого человека личные границы – маркер его психологического здоровья и благополучия, для ребёнка – показатель здоровых семейных отношений и грамотного воспитания.

Здоровые границы – это фундамент крепких отношений и главное условие формирования самостоятельной и цельной личности.

Личные границы призваны защищать «Я» человека: его осознание себя как отдельной личности, его право на свои желания, на своё мнение, его право на физическую неприкосновенность и эмоциональную автономию.

Личные границы нужны как взрослым, так и детям. Последним они дают ощущение спокойствия и уверенности, помогают взять ответственность за собственные поступки и жизнь и в определенный период личностного развития отделиться от родителей.

Как видим, задача у личностных границ важная и определяет развитие личности.

К сожалению, в нашей культуре понятие границ детей размыто и вмешательство в чужое пространство чаще всего считается нормой. Предполагается, что ребенок должен улыбаться, подставлять щеки для поцелуя любимых родственников, декламировать стихи всякий раз, когда этого захотят родители, а вот хочет ли этого сам ребенок, порой мало кого интересует.

Что происходит, если ситуация нарушения личных границ ребенка носит повторяющийся характер? Последствий несколько и все они чаще всего негативные, а именно:

  • ребенок убеждается, что его мнение и желания не имеют значения для окружающих;
  • он привыкает ставить чужую волю выше своей;
  • ближайшее окружение (семья, родственники) перестают быть зоной безопасности;
  • ребенок не умеет и не учится говорить «нет» и отстаивать свое пространство.

К сожалению, такие последствия нарушения границ делают ребенка уязвимым к различного рода насилию. Поэтому очень важно учить детей в семье отстаивать свои границы. Ребенок должен уметь говорить фразы:

  • «Закройте дверь, я хочу переодеться, почитать, отдохнуть и т.д.»;
  • «Пожалуйста, не трогайте мои вещи»;
  • «Мне это не нравится. Не делайте так»;
  • «Не нужно заходить со мной в туалет».

Как родители или взрослые могут поддержать ребенка в овладении навыком отстаивания личных границ:

  1. Показывайте своим примером, как уважать чужие границы и правильно отстаивать свои. Родители для детей – это пример и образец для подражания, именно через вас ребенок усваивает правила выстраивания отношений с другими людьми и правила поведения в обществе.
  2. Спрашивайте разрешения, когда хотите поцеловать или обнять ребенка. Так вы поможете осознать своему ребенку, что его тело принадлежит ему.
  3. Не распоряжайтесь самовольно вещами ребенка: не выбрасывайте, не отдавайте кому-либо, не меняйте порядка на полках в одиночку. Лучше все эти моменты оговорить с ребенком и сделать совместно с ним.
  4. Если у ребенка есть своя комната или у ваших детей есть одна комната на двоих, не забывайте стучаться в дверь перед тем как войти. Спустя время вы сами почувствуете, как здорово, если ребенок стучится в вашу комнату перед тем как в нее ворваться.
  5. Уважайте свободное время ребенка. Предлагайте, но не навязывайте проводить досуг так, как считаете правильным вы сами.
  6. Договаривайтесь по возможности заранее об участии ребенка в семейных делах – уборке, поездке на дачу или в деревню.
  7. Если ребенок робеет оказать сопротивление взрослому, обязательно становитесь на сторону ребенка и отстаивайте его позицию и интересы.
  8. Учитывая возраст своего ребенка, говорите о том, что все люди разные и, к сожалению, не все они бывают хорошими.

Научив ребенка обозначать свои границы и уважать личное пространство другого человека, вы как родители поможете ему в будущем лучше понимать себя и своих близких, ему будет легче адаптироваться в обществе, принять особенности другого человека, иные взгляды. Кроме того, ребенок, осознающий свои границы и их нерушимость, в большей степени застрахован от влияния агрессивно настроенных людей.

Желаю успехов!

Марина Ткач, психолог

для друку для друку