Ребенок в саду, школе, на кружке или в спортивной секции ведет себя хорошо. Он внимателен, аккуратен, спокоен и проявляет дружелюбие. Но все кардинально меняется, когда он приходит домой: слезы, крики, злость и неконтролируемое поведение. Такие ситуации не редкость, и недоумевающие родители порой задаются вполне логичным вопросом: «Нормально ли это?» Спешу сказать, что да, это нормально. И поддается объяснению.
А теперь давайте по порядку. Для начала скажу, что в психологии детско-родительских отношений есть одно правило: ребенок ведет себя хуже всего именно с теми, с кем у него наиболее близкие и доверительные отношения. Поэтому такому поведению стоит не огорчаться, а даже наоборот – радоваться. Ведь это значит, что вы создали здоровые отношения, тот самый базовый уровень доверия между собой и ребенком.
В чем же суть резкого изменения поведения ребенка после детского сада или школы?
Подобное изменение называется «эмоциональный коллапс из-за перенапряжения».
По словам специалистов, этот коллапс происходит из-за того, что дети целый день держат себя в руках, и только к вечеру, оказавшись дома, могут проявить свои настоящие эмоции. Дети по-разному могут вести себя в такой ситуации: кто-то из них становится плаксивым, кто-то начинает кричать и ругаться, а кто-то становится неуправляемым. Дети более старшего возраста могут грубить, обзываться и хамить. Но может быть и противоположная реакция. Ребенок может стать очень тихим, замкнутым, апатичным.
Для того, чтобы вам было проще понять суть эмоционального состояния ребенка, который, вернувшись из детского сада, горестно разносит квартиру, плачет и истерит, вспомните взрослых, которые приходят домой после тяжелого рабочего дня и срываются на домочадцев, тем самым выплескивая все накопившиеся за день эмоции. С детьми также, это своего рода эмоциональное реагирование на прожитой день. Только вот у взрослых оно вызывает куда больше вопросов и опасений, потому что мы не привыкли к тому, что наши дети такие же, как мы.
Откуда берется это перенапряжение?
В детском саду или школе дети обычно делают то, что от них требуется, чтобы «быть хорошими» или сохранять хорошие отношения с окружающими. И после того, как дети занимаются этим целый день, наступает тот момент, когда они просто уже не в состоянии сдерживать напряжение, которое вот-вот прорвется. Необходимость соответствовать определенным правилам и нормам, принятым в детском саду или школе, а также решение множества задач – образовательных, социальных и эмоциональных, – да еще и без присутствия и участия родителей, отнимает у ребенка все силы.
Отмечу, что переутомление не единственная причина эмоционального коллапса после сада или школы. Иногда к этому причастно и то, что психологи называют «защитным отчуждением». Что это значит? Ваш ребенок очень нуждался в вас, а вас с ним не было. Теперь вы рядом, но изначальная волна облегчения растворяется в целом шторме защитного отчуждения: ребенок злится и отстраняется от вас.
Еще одна причина – мимикрия, автоматическое хамелеонство малыша. С приходом домой меняется система координат, требований и эмоциональных ожиданий и соответственно ребенку нужна другая система реакций на поведение и слова. У него какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это просто поведенческий сбой.
Что можно сделать, чтобы уменьшить эмоциональный коллапс?
Предоставьте ему возможность выпустить пар и окажите посильную поддержку. Пока ребенок кричит, кидается и в целом сходит с ума, будьте рядом и просто спрашивайте его: «Сегодня был длинный день, да?» или говорите: «Я рядом». Безусловно, это непросто, но стоит того, чтобы попробовать.
Придумайте какое-то вечернее занятие, которое будет помогать ребенку сбросить стресс и успокоиться. Это может быть пешая прогулка, езда на велосипеде, игра в «щекотки», танцы под музыку или, наоборот, что-нибудь спокойное, вроде чтения или собирания пазлов. Такой ежедневный сеанс расслабления может войти в ваш привычный распорядок дня и стать способом, который поможет и вам, и вашему ребенку избавиться от сильных эмоций, накопившихся за день.
Возьмите за правило встречать ребенка из детского сада с улыбкой. Позитивно встречайте его после сада или школы, делайте это с улыбкой и объятиями, а не расспрашивайте сразу о поведении и о домашних заданиях, отметках.
Возьмите тайм-аут. Если вы едете в машине, просто включите радио и помолчите. Если вы идете пешком, не старайтесь много говорить, или просто обсуждайте то, что замечаете по дороге. Это не время для больших разговоров.
Предложите перекусить. Так же, как и взрослые, дети становятся раздражительнее, когда они хотят есть. Забрав ребенка из сада или школы, покормите его до того, как он об этом попросит или начнет скандалить. Даже если его кормили в саду, это не значит, что он не может быть голоден.
Будьте рядом. Психологи советуют отправить себя в сад вместе с ребенком. Конечно, не буквально, но сделать так, чтобы он ощущал ваше присутствие и связь с вами, даже когда вас нет рядом. Напишите ему милую записку и положите в карман рюкзака, дайте ребенку с собой какую-то маленькую игрушку или аксессуар, который будет напоминать о вас. Если в течение дня ребенок будет ощущать ваше присутствие и поддержку, он будет чувствовать себя менее уязвимо и беззащитно, а в конце дня станет меньше злиться из-за того, что вас не было рядом.
Уделяйте внимание. По возможности постарайтесь уделить внимание ребенку не только после того, как он вернется из сада, но и до этого, например, во время утренних сборов. Поставьте будильник 15 минут раньше привычного времени и используйте эти четверть часа для того, чтобы пообниматься или почитать книжку, просто сделайте вместе что-то, пропитанное духом единения и любви.
Дайте ребенку понять, что дом – это безопасное место, где его всегда поймут и поддержат, несмотря на его усталость и «плохое» поведение.
Ваш ребенок прожил целый день, решая проблемы и справляясь с самыми разными задачами, а вас все это время не было рядом. И хотя бурная эмоциональная реакция может показаться непредсказуемой и нелогичной, просто примите тот факт, что так ребенок избавляется от напряжения и сильных эмоций. И он сейчас как никогда нуждается в вашей любви и поддержке.
Марина Ткач, психолог
для друку
Каталіцкі Веснік Добрая Вестка ў тваім доме!