Предупреждён – значит, вооружён: советы по предотвращению зависимости от гаджетов у детей

В современных реалиях использование различных гаджетов просто необходимо. Ведь мир стремится к все большей компьютеризации. Наравне с развлекающей функцией телефонов и планшетов, когда ребенок может часами «зависать» в играх и популярных социальных сетях, сегодня при помощи гаджетов можно «посещать» школьные занятия, заниматься с репетитором, посещать различные курсы и мастер-классы по интересам. Одним словом, использование гаджетов открывает огромные возможности для развития, обучения и самосовершенствования наших детей. И об этом стоит непременно помнить, прежде чем объявлять бойкот новомодным устройствам в жизни наших чад.

Сейчас различные информационные ресурсы пестрят заголовками статей, посвященных зависимости от гаджетов. Это вполне оправдано, так как специалисты различного профиля говорят о том, что со следующего года международная классификация болезней пополнится игровым расстройством как разновидностью зависимости.

Соглашусь, что данная новость – веский повод для родителей бить тревогу. Но в этой ситуации важно сохранить избирательность и критичность в выборе источников информации о зависимости от гаджетов. Изучайте достоверную информацию, где собраны факты, а не эмоции. Правильным походом к профилактике зависимости от гаджетов будет изучение возрастных особенностей взаимодействия с гаджетами. Они взяты не с потолка и обоснованы научно:

Детям до 3-х лет не стоит давать в руки различные гаджеты. Сюда же входит и просмотр мультфильмов во время еды или для более быстрого засыпания. Пренебрежение данной рекомендацией приводит к тому, что так называемые «экранные дети» начинают значительно позже говорить, их речь скудна, словарный запас невелик. Голубое мерцание экрана, яркие цвета на картинке возбуждают нервные центры, происходит выработка адреналина. Попытка забрать гаджет вызывает крик и плач. Ребенок требует то, что дает ему эмоции. Так происходит привыкание.

Дети 3-6 лет могут использовать гаджеты 30-40 минут в день. Проблема, с которой столкнется ребенок в этом возрасте, – удержание статического объекта зрением: глаза привыкают следить за движущимися яркими объектами в играх, зрительный центр мозга тренируется видеть и фокусироваться только на том, что движется.

Дети 7-10 лет – до 1,5 часа в день. Главная задача этого возраста – учебная деятельность, поэтому чтобы ребенок «не зависал» в гаджете целыми днями, пока родители на работе, его нужно занять различными домашними заданиями. Ребенок должен знать, что существует список дел, например, помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом/сестрой, погулять с собакой. Только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет.

Дети 11-14 лет – 2 часа в день.

Дети старше 14 лет могут использовать гаджеты не более 3х часов в день.

Данные временные интервалы касаются в первую очередь моментов игры и развлекательного контента. В случае, если гаджеты используются для обучения, то временные периоды устанавливаются, исходя из образовательного процесса.

Когда мы говорим про зависимость от гаджетов, важно понимать, что природа возникновения зависимости, в первую очередь, физиологическая.

В регуляции поведения человека есть два мощных компонента – окситоцин и дофамин. Окситоцин выступает своеобразным «гормоном близости», дает ощущение принадлежности к группе, нужности и безопасности. Дофамин – «гормон удовольствия».

Абсолютно все игры строятся по принципу дофаминного вознаграждения. Например, собрал три шарика в ряд – молодец, вот тебе порция дофамина. Убил монстра – готовься к поощрению дофамином. Социальные сети и мессенджеры держаться на окситациновой стимуляции. Человек (в нашем случае ребенок) испытывает возбуждение, когда слышит сигнал мессенджера, лайки под фото или видео – это эквивалент социального поглаживания, но без физического контакта.

В ситуации, когда первое, что делает ваш ребенок, проснувшись утром, берет в руки телефон/планшет или в любую свободную минуту в транспорте, магазине, на улице погружается с головой в виртуальный мир, стоит обратить на это внимание и прибегнуть к следующим рекомендациям:

  • Не создавайте ситуацию, когда единственная отдушина – гаджет. Зависимость возникает в результате дефицита других способов справиться со стрессом, в том числе дефицита близких, доверительных отношений или автономии в отношениях. Проводите время вместе с ребенком. И это должно быть полноценное общение, а не суррогатное: играйте в активные развивающие игры, узнавайте новое, готовьте еду, делайте уборку, интересуйтесь, как и чем живет ваш ребенок.
  • Не запрещать использование планшета, телефона ребенком, а выработать здоровое отношение к данным устройствам. Гаджеты опасны? Да. Как и любая вещь на свете. Народная мудрость гласит: «Все разумно в меру». Поэтому учите детей пользоваться гаджетами то количество времени, которое безопасно для их здоровья и психики.
  • Личный пример. Стоит создать в семье культуру пользования гаджетами и безупречно соблюдать правило всей семьи. Например, можно создать расписание и пользоваться гаджетами только в определенное время. Кстати, через какое-то время вы заметите, что сами стали менее раздражительными и более сфокусированными на конкретном деле, т.к. не будите постоянно отвлекаться на свой телефон или планшет.
  • Изменить качество использования гаджета – с игр на развивающие головоломки, или увлекательные викторины, с фильмов – на поиск информации. Максимально использовать гаджет в качестве помощника для развития личности ребенка.
  • Создайте полную занятость ребенка. Это могут быть как домашние обязанности, так и различные кружки или секции. Покажите своим детям, что реальный мир не менее увлекателен и интересен, чем виртуальный.
  • Научите детей не бояться быть не такими, как все. Порой зависимость возникает на фоне стремления ребенка быть модным, продвинутым, быть в тренде и разбираться во всех современных направлениях «виртуальной жизни». И если ваш ребенок изначально не тянется к гаджетам и новомодному Tik Tok, объясните ему, что в этом нет ничего страшного, все мы разные и обладаем разными интересами. Поддержите его и не дайте почувствовать себя одиноким.

Успехов!

Марина Ткач, психолог

для друку для друку