Лучшая защита – это нападение: что нужно знать про общение в интернете

Сейчас никого не удивляет огромное количество людей с мобильными телефонами в руках, которые постоянно разговаривают, пишут что-то или делают фото для популярных социальных сетей. Нахождение в интернет пространстве стало привычным.  И это лишь доказывает, что интернет стал неотъемлемой и важной частью нашей жизни.

Сегодня, когда пандемия вынуждает большое количество людей оставаться дома, но при этом продолжать быть включенным в рабочий и учебный процессы, продолжать общаться с родными и друзьями, жизнь в онлайн режиме становится особенно актуальной.

В частности, разговор пойдет про общение. Казалось бы, все здесь понятно, каждый из нас умеет общаться и зачастую не испытывает каких-либо трудностей в этом. Наша жизнь в интернет пространстве – это всевозможные социальные сети, комментарии на различных сайтах и форумах, видео звонки и переписка в чатах популярных мессенджеров. И вся это виртуальная активность общения, будь она продиктована работой, учебой или личными моментами, подразумевает как навыки общения, так и умения противостоять волне негатива, критике и агрессии.

Онлайн-общение не лишено положительных моментов: вы можете получить необходимую поддержку от родных и близких, порадоваться за успехи или разделить моменты неудачи друзей, поздравить с праздниками, да и просто быть на связи в деловом и личном плане. В ситуации сложной эпидемиологической обстановки такой формат общения будет еще и безопасным для вас и ваших коллег, друзей и близких.

Но есть и обратная, негативная сторона онлайн общения. Дело в том, что мы воспринимаем информацию не только вербально (с помощью слов), до 80% нашего восприятия — это мимика, жесты, интонация нашего собеседника, его улыбка, тембр голоса, паузы. А еще все наши диалоги проходят неотрывно от контекста. Есть узкий контекст (о чем беседуем в конкретный момент) и широкий контекст (о чем думали вчера, что происходило с каждым из нас только что, полчаса назад, этим утром, накануне и т.д.). При живом общении эти контексты совпадают: мы находимся в одном и том же месте, слышим тот же запах, ощущаем общую атмосферу. Общение же в интернете безликое и напоминает аквариум из которого убрали рыбок и воду, оставив лишь декоративные элементы. При этом вроде бы это до сих пор аквариум, но все же что-то не так. А именно здесь нет атмосферы и тех самых общих контекстов. В результате ваши слова будут не так поняты, приобретут иной смысл, энергетика вашей речи будет частично потеряна. Ко всему прочему в онлайн общении лучше ощущается чрезмерная эмоциональность и тревожность, которую многие испытывают, особенно сейчас, находясь в ситуации неопределенности и неподконтрольности ситуаций, происходящих вокруг. Поэтому весь тот негативный и достаточно динамичный эмоциональный фон находит свое отражение в рамках интернет общения. Из этого зачастую и возникает неприязнь, эмоциональное давление, попытки показать вам как сильно вы заблуждаетесь, как итог все это может перерасти в агрессию в ситуации общения и даже травлю.

Что же нужно знать для того, чтобы общение в рабочих, учебных, родительских или иных интернет чатах (сообществах) приносило пользу и поддержку?

Сохраняйте спокойствие. И это первое, что вы должны сделать, если понимаете, что ваше общение потеряло конструктивность. Психовать совершенно ни к чему. Даже если вы чувствуете надвигающийся на вас эмоциональный напор или сами испытываете чувство раздражения, злости, сделайте глубокий вдох. Можно при этом поменять позу, встать, пройтись по комнате, все это поможет снять напряжение и при этом не наговорить или написать лишнего.

Общение – это не сражение. Важно помнить, что диалог ведется не с целью чтобы кого-то победить, раздавить или уничтожить, а для того чтобы получить информацию, высказать свои мысли, узнать мнения других людей или может сплотиться для решения каких-либо задач. Победа любой ценой – это не про общение, где бы оно ни было.

У каждого есть право на ошибку. Не стоит сразу же эмоционально реагировать на ответ, который вы получили и который вы, вполне объективно, можете оценить, как ошибку или заблуждение. Не забывайте, что ошибаться может каждый — и вы, и ваш собеседник в том числе. В данном случае стоит без лишних эмоций, критики и оценок, указать на ошибку, позволяя, тем самым, себе и ему учиться на этих ошибках. А порой и вовсе целесообразнее не акцентировать свое внимание на ошибочных суждениях (конечно, если это не касается рабочих моментов или не несет вреда непосредственно вам). Куда полезнее ориентироваться и оценивать самого себя и свое поведение, а не других людей.

Вы не обязаны всем нравиться. Если вы получаете критику в свой адрес во время общения в интернете, важно помнить и понимать, что другие люди имеют право нам не верить, нас не любить, не понимать или не соглашаться с нами – это придется принять. Все мы разные. Нет хорошего или плохого, есть просто другое мнение, другой взгляд на вещи и жизнь. Согласитесь, было бы странно реагировать на это злобой или агрессией.

Не отвечайте на раздражительность взаимностью. В конфликте нет ничего проще, чем огрызнуться в ответ. Старайтесь держать себя в руках и реагируйте на слова и сообщения собеседника спокойно, применяя действия из первого пункта.

Не опускайтесь до уровня тех, кто пытается спровоцировать вас «на понижение». Не стоит воспринимать оскорбления близко к сердцу, ведь все чего добивается таким образом ваш собеседник или собеседники — это спровоцировать вас на ответную агрессивную или злобную реакцию. Не получив ожидаемого, вы перестанете быть для участника чата энергетическим источником, а значит конфликт в общении сойдет на нет.  Попробуйте построить диалог опираясь на свою «зрелость» и «зрелость» собеседника, как бы взывая к более высокому уровню — без обидных слов, провокаций, обвинений и стереотипных реакций. Такой «взрослый» тон при переписке обескуражит скандалиста и заставит прислушиваться к вам.

Не спешите оценивать. Судить о людях по переписке — то же самое, что описывать объект по силуэту. В такой ситуации у нас крайне мало достоверной информации, чтобы понимать, какие люди находятся вместе с нами в чате. И проблема состоит в том, что, опираясь на эти самые некачественные и искаженные сведенья, нам кажется, что мы разобрались кто есть, кто в чате: этот хам, а вот тот грубиян, а еще кто-то злой и агрессивный. А ведь все может быть совсем не так. Ведь эмоции, направленные в ваш адрес, могут быть всего лишь показателем того, что ваш собеседник, возможно, переживает непростые времена и именно это становится причиной злости или агрессии.

Все, что вы читаете в интернете, нужно заведомо «делить пополам». Большая часть того, что мы прочитали в момент интернет общения и потом подумали, скорее всего, является отражением нашего жизненного, субъективного опыта, нашего настроения, наших тревог и страхов в данный момент. Да, именно наших, а не тех, кто это писал. Помните, детскую игру «Испорченный телефон»? Нам быстро говорили слово, мы его как-то по-своему понимали, что-то додумывали сами (это к вопросу об отражении нашего жизненного, субъективного опыта) и этот результат передавали дальше. Так и в оценке собеседника (особенно мало знакомого), мы наделяем его какими-то «своими» характеристиками и особенностями.

Культура общения. Многие считают, что в интернете многие правила и нормы поведения можно и не соблюдать, но это не так. Безусловно, культура общения в интернете только начинает формироваться, но от нас также зависит на сколько быстро будет идти этот процесс. Оставайтесь всегда культурными и воспитанными людьми. Используйте в общении и интернет переписке вежливые слова и фразы. По ту сторону экрана ноутбука, телефона или планшета находится такой же человек как и вы. И хотя бы этот факт уже достоин уважения.

Подчеркивая важность и необходимость онлайн общения, не стоит забывать одну простую вещь: интернет общение способно сблизить нас с теми, кто далеко, но может отдалить от тех, кто рядом. Не забывайте о тех, кто в данный момент непосредственно находится рядом с вами. Реальная жизнь куда более интереснее чем интернет.

Марина Ткач, психолог

для друку для друку