Как говорить с ребенком, чтобы он вас услышал

Все родители однажды сталкиваются с ситуацией, когда вы не единожды просите ребенка сделать что-то, вроде бы получаете утвердительный кивок головой, но дальше никаких действий не происходит. Вам кажется, что ваше чадо вас слушало, но не услышало. Ваша первая (и контрпродуктивная) реакция – упрекнуть, накричать, проявить строгость и потребовать исполнения просьбы. Все эти действия не приведут к желаемому результату, и даже если ребенок выполнит то, о чем вы его просите, сделает он это из чувства страха. Согласитесь, это не самый лучший вариант отношений, фундаментом которых является страх.

И прежде чем понять, как вести себя в подобных ситуациях, давайте рассмотрим две глобальные причины, по которым ребенок «не слышит» и игнорирует обращение или просьбы родителей.

Сопротивление. В этой ситуации ребенок понимает, чего вы от него просите, но игнорирует вас, тем самым демонстрируя борьбу с вашим авторитетом. Также реакция сопротивления может основываться на прошлых обидах, которые есть у ребенка в отношении вас. Отмечу, что продолжать настаивать на своем в ситуации сопротивления неэффективно. Лучшее, что можно сделать, – это признать наличие проблемы и попытаться найти причины ее возникновения. Ситуация сопротивления как нельзя лучше показывает важность общения с детьми, а не только обеспечение их материальными благами (дорогими планшетами, телефонами и другими вещами).

Отсутствие смысла в просьбе. Ребенок не видит и не понимает смысла в том, о чем вы его просите. Сюда относятся классические просьбы: «сделай уроки», «почитай», «убери в комнате». Абстрактно дети понимают, что, например, перечисленные просьбы или иные ваши указания делать надо, но у них нет реального стимула заниматься этим прямо сейчас. Что делать? Для начала попытаться объяснить значимость просьбы и показать, насколько она будет полезна не только самому ребенку, но и, например, всем членам семьи.

Знание причин уже значительно облегчит для вас ситуацию общения и позволит выстраивать здоровые отношения «родитель-ребенок».

Мы с вами подошли к самому важному вопросу: как общаться с ребенком, чтобы он вас услышал?

Итак, для начала установите контакт с ребенком. Прежде чем озвучить свою просьбу, привлеките его внимание. Все, что для этого нужно, – присесть на корточки перед ним так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Займите ту же позу, какую обычно принимает ребенок, когда вы слушаете его. Придайте вашему взгляду настойчивое, но не требовательное выражение, чтобы ребенок воспринимал ваш разговор не как попытку контролировать его, а как налаживание контакта.

Обращайтесь к ребенку адресно. Начинайте свою просьбу с имени ребенка, например, «Саша, пожалуйста, …»

Говорите кратко. Фраза «краткость – сестра таланта» здесь будет очень к месту. Многословность – это нередкая ошибка многих родителей. Используйте правило одного предложения. Вложите в него основные указания к действию. Ведь чем дольше вы будете говорить, тем больше ребенок останется «глух» к вашей просьбе. Более того, многословие дает ощущение ребенку, что вы и сами не уверены в том, что именно вы хотите сказать.

Используйте простые слова и формулировки. Четко определите, что именно вы хотите сказать ребенку, – требование, просьба или предложение и, исходя из цели, выбирайте понятные слова и формулировки.

Говорите негромко. Общайтесь с ребенком на полтона тише, чем говорите обычно. Помните, что слышат не тех, кто говорит громко, а тех, к кому хочется прислушаться.

Будьте вежливы. Даже обращаясь к двухлетке, не забывайте о слове «пожалуйста». Общайтесь уважительно. Говорите со своими детьми так, как вы хотите, чтобы они разговаривали с вами.

Учитывайте психологию ребенка. Угрозы и осуждение приведут к тому, что ребенок займет оборонительную позицию. Когда предложение начинается со слов «ты должен…», «тебе лучше сделать…», ребенок закрывается. Попробуйте начать фразу с оборота «Я так рада, когда ты…». Это так называемые «Я-сообщения». В сообщениях такого типа не используются слова «ты, твоя, твои, тебе». Как только подобные слова используются в вашем обращении, ребенок тут же закрывается. «Я-сообщения» – это не про запугать или заставить, это ключ к взаимопониманию и поиску компромисса.

Пишите записки. В возрасте 10-12 лет дети склонны принимать родительские указания и напоминания как назойливость. В этой ситуации вы можете поддерживать контакт с ребенком и без того, чтобы что-то говорить. Общайтесь с детьми при помощи записок. Как минимум это забавно и весело.

Все вышеописанные принципы общения могут быть применимы и для общения со взрослыми: родственниками, друзьями или коллегами.

Конечно, предложенные правила требуют времени, сил и терпения, но, в отличии от директив и крика, укрепят отношения в семье. Мне кажется, это стоит того чтобы попробовать общаться по-новому.

Марина Ткач, психолог

для друку для друку