Жизнь в телефоне: почему мы выбираем виртуальную реальность

Современный быстроменяющийся мир с техническим прогрессом и расширяющейся сетью интернет не только улучшил уровень и качество жизни людей, но, к сожалению, также поспособствовал появлению гипертрофированных потребностей и новых поведенческих реакций. И, прежде чем разбираться в том, почему мы постоянно наблюдаем людей, уткнувшихся в экраны своих телефонов, почему мы выбираем виртуальную реальность, обозначу два момента.

Во-первых, жизнь современного человека без телефона была бы сложна и неэффективна. Потому что в телефоне находится всё, в прямом смысле слова. Это учеба, работа, банк, такси, покупки, различная навигация и т.д. Согласитесь, после перечисленного телефон в нашей жизни не кажется уж таким исчадием ада. Просто цифровая эпоха наступила быстрее, чем мы успели к ней адаптироваться, поэтому и относимся как к чему-то чужеродному, по-прежнему удерживая в памяти воспоминания, что раньше все было по-другому.

Во-вторых, частое или постоянное использование телефона действительно может привести к зависимости или номофобии. Ещё 15-20 лет назад такой проблемы, как зависимость от телефона, просто не существовало. А сейчас довольно часто мы из хозяев мобильных телефонов постепенно превращаемся в их рабов. Увы, но это так. Что делать? Для начала не винить себя, ведь нет нашей вины в том, что мы родились именно сейчас,  а не двумя тысячами лет ранее. И, конечно же, следует помнить, что все разумно и полезно в меру!

Возвращаясь к вопросу, почему мы выбираем виртуальную реальность, что еще может послужить этому причиной, есть смысл поговорить о таком понятии, как отчужденность жизни. Состояние отчуждения возникает тогда, когда исчезает чувство личной сопричастности к тому, что делаешь. И неважно где: на работе, дома, с друзьями или в одиночестве. Отчужденный человек не видит смысла в том, что он делает, он не имеет никакой личной заинтересованности, это ощущение бессилия и невозможности что-либо поменять.

Признаками отчуждения выступают формализм, скука, которая возникает там, где собственные желания и потребности или «задвигаются» подальше, или вовсе предаются забвению. Ощущение жизни «на автопилоте», ощущение личной несвободы, когда человек думает: «Я чувствую себя чужим в этой жизни. За меня все решают другие. Я никогда не буду тем, кем хочу. Одиночество, ощущение того, что тебя никто не может понять, ощущение пустоты, опустошенности.

Все мы продолжительное время живем в ситуации неопределенности, когда любая попытка что-либо контролировать или изменить не заканчивается успехом. Именно в такой ситуации проблема отчуждения приобретает новые аспекты. Наиболее остро эта проблема возникает в период «перехода» социума на новые уровни развития. Чем сильнее перемены в обществе, там острее проблема отчуждения.

Виртуальная реальность в состоянии отчуждения кажется более привлекательной и простой, ведь там можно быть тем, кем в реальной жизни быть не получается. А ещё достаточно легко реализовывать потребности во внимании, любви, реализации посредством роли транслятора. Выкладывая фото и видео, публикуя посты, мы тем самым реализовываем вышеупомянутые потребности.

Мы с головой «уходим» в телефон, чтобы получать удовольствие: видеть лайки под нашими постами, получать комментарии и письма, любоваться красивыми картинками, играть, читать анекдоты, общаться, следить за новостями. Находясь в виртуальной реальности, у нас возникает ощущение контроля. Мы легко можем занести человека в «черный» список, если общаться с ним нам трудно или неприятно. Количество негативных новостей легко корректируется изменением параметров настроек. Согласитесь, подобного не сделаешь в реальной жизни.

Жажда причастности – еще один момент, из-за которого мы делаем выбор в пользу виртуального мира. Так называемый синдром FoMO (Fear of Missing Out – страх что-нибудь пропустить). Это невротическое желание первым узнавать новости и быть в курсе всего.

В случае невозможности быть в курсе событий, когда мы не можем хвататься за телефон каждую минуту, возникает навязчивое ощущение параллельной вселенной, в которой время течет быстрее и интереснее, чем в твоей.

Для примера, когда мы просматриваем в сети фотографии наших многочисленных друзей, возникает чувство причастности: я тоже с ними, я такой же успешный, как они. И тогда собственная жизнь на время, пока ты сидишь в сети, не кажется такой сложной и безрадостной. Это своего рода иллюзия, которая имеет место быть.

Стоит отметить, что мы берем в руки телефон и просиживаем в нем часами не только для того, чтобы радоваться, но и для того, чтобы злиться, возмущаться и раздражаться.

Дофамин – не единственный гормон, который вырабатывается у активного пользователя интернета. За агрессивное поведение отвечает целая группа гормонов: тестостерон, адреналин, вазопрессин и т.д. И к этому коктейлю привыкнуть еще легче, чем к гормону радости. Именно по этой причине негативные посты собирают большую аудиторию, чем посты позитивные. Да и позлиться в интернете нам гораздо проще, чем в реальной жизни.

Затронутая тема, безусловна, непростая, и в каждом конкретном случае она требует индивидуального подхода и решения. Важно понимать одно: люди, которые фактически живут в телефоне, – это потерявшиеся люди. Люди, которые не знают, как жить здесь, в реальном мире, поэтому и пытаются найти выход из сложившейся ситуации с помощью безграничных возможностей интернета. Как к этому относится, каждый решает сам.

Я лишь хочу сказать, не стоит пытаться выбирать, какой жизнью лучше жить – реальной или виртуальной. На мой взгляд, главная задача современного человека состоит в том, чтобы грамотно их совмещать и пользоваться преимуществами каждой из них, не впадая при этом в крайности.

Марина Ткач, психолог

для друку для друку