С 2019 года один сериал, The Chosen («Избранные»), помогает нам погрузиться в мир Евангелий, и два сезона (всего их запланировано семь) уже были показаны по всему миру. Сериал снят в христианском и экуменическом духе. Он обладает некоторыми достоинствами: Иисус изображен очень человечно и правдоподобно, хорошо прописаны характеры и жизненные обстоятельства учеников. Тем не менее некоторые решения постановщиков вызывают вопросы богословского характера.
За последние двадцать лет телесериалы стали одним из самых известных и инновационных аудиовизуальных жанров. Поэтому не стоит удивляться, что со временем появилась идея (хорошая) привести в эту сферу историю жизни Иисуса. Сериал называется The Chosen («Избранные»). В прокат вышли уже два сезона: первый – в 2019 году (апрель-ноябрь), второй – в 2021 году (апрель-июль). Среди действительно значимых особенностей сериала можно назвать тот факт, что проект совершенно независим от крупных студий и финансируется полностью за счет краудфандинга. Также было решено сделать его абсолютно доступным по всему миру.
Сериал задуман в четких рамках христианства с намеренно экуменическим подходом к материалу. Автор сценария и режиссер Даллас Дженкинс – протестант, роль же Иисуса исполняет Джонатан Руми, католик. Частный французский канал (С8) транслировал первый сезон в период с 20 по 27 декабря 2021 года, показу во Франции содействовали как католические, так и протестантские круги, видя в нем возможности для евангелизации.
Сильные стороны сериала
Говоря вкратце, написано добротно, исполнено замечательно, поставлено прекрасно, выбор актеров логичный. Так, можно выделить Марию Магдалину, Никодима и Матфея, но, безусловно, повествование вращается вокруг Иисуса. В нем преобладает человечность, Он умеет играть с детьми (1-й сезон, серия 3), смеяться, шутить и искусно вручную работать по дереву, будучи плотником по профессии. По словам Криса Де Вилля, «Джонатан Руми в The Chosen представляет Иисуса как того, с кем тебе по-настоящему понравилось бы проводить время, Он соединяет в себе подчеркнутое Божественное достоинство с чарующим теплом. Он шутит; танцует на праздниках». Сострадательный и в то же время понимающий характер Иисуса придает образу достоверность. Иисусу удается совместить подлинную суровость и естественный авторитет с обезоруживающей, искренней улыбкой. Он очень человечный, но при этом и мягкий, и непоколебимый, что проявляется в естественном взаимодействии со всеми.
Определённое преимущество имеет выбор жанра — теленовеллы. Он позволяет тщательно прорисовать героев, дать им глубину, которой невозможно достигнуть в рамках какого-либо фильма.
В первом сезоне Иисус несколько отодвинут на второй план, и это хороший ход. О Нем говорят; Он появляется мимоходом. На уровне героев действие начинается с появления на экране Магдалины и, что еще оригинальнее, Никодима (один из самых привлекательных персонажей, соответствующий тогдашней обстановке), что, на наш взгляд, очень мудрое решение, учитывая значимость обоих в финале евангельского повествования. Время от времени появляется кто-нибудь из апостолов, раскрывая свой характер и историю жизни. Мы видим их сомнения, непонимание, ревность и т. п. В определенные моменты мы замечаем их воодушевление и эмоции, видим, как потихоньку между ними укрепляется солидарность, даже когда они по-прежнему не в состоянии справиться с событиями и не могут до конца понять Учителя. Благодаря сериалу зрителям намного легче поставить себя на место членов общины, собравшейся вокруг Иисуса, чем при просмотре классических фильмов, где все действие неизменно сосредоточено на Иисусе. И это производит положительный эффект: апостолы и женщины, следовавшие за Иисусом, были такими же, как и мы, со своими сложностями, нелепостями и даже падениями, что не мешало им следовать за Ним, пусть даже не понимая Его до конца.
Постановщики ясно показывают вымышленную подоплеку поведения персонажей, некоторых диалогов и ситуаций. А в рекламу первого сезона они к тому же включили дисклеймер: «Приглашаем зрителей читать Евангелия».
Хотя исполнение не всегда выдержано на одном уровне, выразительность некоторых сцен остается в памяти. Например, изгнание бесов из Марии Магдалины или как в немом видеоряду продолжительностью девять минут представлена жизнь расслабленного у источника Вифезда (ср. Ин 5, 1-18) – от происшествия до встречи с Иисусом. Так мы немного лучше понимаем, каково было находиться в таком положении 38 лет, как это событие привело несчастного к чудовищной изоляции и умалило его человеческое достоинство и надежду.
Центральная идея – написать фикшн, в котором основные евангельские истории переплелись бы с тканью вымысла, имеет право на существование и помогает достовернее показать человеческие качества как Иисуса, так и прочих персонажей. Как говорит Крис Де Вилль: «С точки зрения христианина и критика, сериал The Chosen хорошо поставлен и привлекает, как и многие прочие драмы, транслированные в сети».
Некоторые основные вопросы
Начнем с апостолов, ведь они появляются во многих эпизодах обоих сезонов, что логично. Первые четыре апостола, рыбаки, изображены весьма романтично. Они представлены как мелкие рыбаки-ремесленники, хотя, несомненно, будущие апостолы были рыбаками достаточно высокого уровня (по крайней мере, сыновья Зеведеевы). Но ключевой момент: из сюжета практически вычеркнуты отношения с Иоанном Крестителем – как со стороны апостолов, так и со стороны Иисуса. Все Евангелия сходятся в том, что общественное служение Иисуса началось с крещения у Крестителя. Здесь же сцена крещения отсутствует. Иисус мало говорит об Иоанне Крестителе, а Петр и Андрей не кажутся по-настоящему вдохновленными Предтечей евреями. Но нельзя понять Иисуса вне Его отношений с Иоанном Крестителем. Мы считаем, что это странное решение.
Зачем делать из Симона (пока еще не Петра) неблагочестивого коллаборациониста с римлянами? А что сказать о Матфее? Еще более невероятной кажется идея, что юноша с синдромом Аспергера и нелюдимый мытарь – один и тот же человек. С другой стороны, признаем: актер великолепен, персонаж очень обаятельный, и это, действительно, большой плюс сериалу.
Отметим и табличку, которую Матфей повсюду носит с собой. Создается впечатление, что через некоторое время Иисус попросит его записать все Свои слова, а значит, Евангелия – буквальная реконструкция всего, что Иисус сказал и сделал, но это не совсем так. Евангелия – поздняя богословско-экклесиальная обработка рассказов учеников и их устных преданий.
Еще больше удивляет другое: мы знаем, что все Евангелия сходятся в том, что Иисус избрал 12 апостолов в начале Своего общественного служения. Зачем тогда называть число, а затем показывать Иисуса в окружении менее 12 учеников? В финале второго сезона после немалого числа знаков, совершенных Иисусом, уже в начале странствующей миссии апостолов все еще не хватает. Можно понять желание расширить нарративное пространство с тем, чтобы более ярко показать каждого из 12 апостолов, но разве нельзя было это сделать до того, как отправить их в странствующую миссию?
В Евангелиях упомянуты женщины, последовавшие за Иисусом из Галилеи: Мария Магдалина не одинока, ее окружают другие (Сусанна, Иоанна, др.). Конечно, немало чернил извели историки, описывая причины, по которым она пошла за Иисусом, но почему так долго нам показывают лишь ее?
Иисус абсолютно осознает собственную идентичность (в иоанническом духе) и с самого начала объявляет об этом ученикам; именно так Он вступает в беседу, в которой, упоминая Сына человеческого, добавляет: «Кстати, это Я» (It’s me by the way). Это изумляет, ведь в Евангелиях Иисус никогда об этом не говорит от первого лица. Конечно, можно на секунду улыбнуться, но это противоречит тому, что Иисус отвечает в Евангелиях: «Ты говоришь». Авторам сценария будет все труднее справиться с этой проблемой по мере повествования. Как создатели сериала смогут показать всю важность исповедания в Кесарии Филипповой, если все уже известно и сказано?
Заключение
Мы полагаем, что сериал может быть полезно посмотреть семьям, молодежи и тем, кто готовится стать катехизатором. В нем очень качественно показаны Иисус и апостолы. Есть по-настоящему удачные приёмы, например, эпизод, показывающий Нагорную проповедь: Иисус провозглашает Заповеди Блаженства, смотря с холма на лагерь, разбитый учениками. Зрители, возможно, оценят возвышающие духовно диалоги, обогащенные благожелательным и вызывающим доверие присутствием Иисуса, но нужно критически относиться к переработке в сценарии евангельских текстов, к «качелям» от чрезмерной верности Евангелию к вымыслам, не подкрепленным историей. Так же следует признать некоторые решения авторов сценария сомнительными (начало миссии в 26 году; решительный отказ от раскрытия роли Иоанна Крестителя в истории жизни Иисуса и апостолов; самоназвание Иисуса «Сыном Человеческим» как первого неоспоримого намека на «Мессию»; начало странствующего общественного служения Иисуса без Двенадцати, и т. д.).
Но в целом сериал может помочь нам погрузиться в Евангелия, и это прекрасно.
