- Каталіцкі Веснік - https://catholicnews.by -

Ребенка подменили: почему хорошее поведение в детском саду сменяется плохим поведением дома

[1]Ребенок в саду, школе, на кружке или в спортивной секции ведет себя хорошо. Он внимателен, аккуратен, спокоен и проявляет дружелюбие. Но все кардинально меняется, когда он приходит домой: слезы, крики, злость и неконтролируемое поведение. Такие ситуации не редкость, и недоумевающие родители порой задаются вполне логичным вопросом: «Нормально ли это?» Спешу сказать, что да, это нормально. И поддается объяснению.

А теперь давайте по порядку. Для начала скажу, что в психологии детско-родительских отношений есть одно правило: ребенок ведет себя хуже всего именно с теми, с кем у него наиболее близкие и доверительные отношения. Поэтому такому поведению стоит не огорчаться, а даже наоборот – радоваться. Ведь это значит, что вы создали здоровые отношения, тот самый базовый уровень доверия между собой и ребенком.

В чем же суть резкого изменения поведения ребенка после детского сада или школы?

Подобное изменение называется «эмоциональный коллапс из-за перенапряжения».

По словам специалистов, этот коллапс происходит из-за того, что дети целый день держат себя в руках, и только к вечеру, оказавшись дома, могут проявить свои настоящие эмоции. Дети по-разному могут вести себя в такой ситуации: кто-то из них становится плаксивым, кто-то начинает кричать и  ругаться, а кто-то становится неуправляемым. Дети более старшего возраста могут грубить, обзываться и хамить. Но может быть и противоположная реакция. Ребенок может стать очень тихим, замкнутым, апатичным.

Для того, чтобы вам было проще понять суть эмоционального состояния ребенка, который, вернувшись из  детского сада, горестно разносит квартиру, плачет и истерит, вспомните взрослых, которые приходят домой после тяжелого рабочего дня и  срываются на  домочадцев, тем самым выплескивая все накопившиеся за день эмоции. С детьми также, это своего рода эмоциональное реагирование на прожитой день. Только вот у взрослых оно вызывает куда больше вопросов и опасений, потому что мы не привыкли к тому, что наши дети такие же, как мы.

Откуда берется это перенапряжение?

В  детском саду или школе дети обычно делают то, что от  них требуется, чтобы «быть хорошими» или сохранять хорошие отношения с окружающими. И после того, как дети занимаются этим целый день, наступает тот момент, когда они просто уже не  в  состоянии сдерживать напряжение, которое вот-вот прорвется. Необходимость соответствовать определенным правилам и нормам, принятым в детском саду или школе, а также решение множества задач  – образовательных, социальных и  эмоциональных,  – да  еще и без присутствия и участия родителей,  отнимает у ребенка все силы.

Отмечу, что переутомление не единственная причина эмоционального коллапса после сада или школы. Иногда к  этому причастно и  то, что психологи называют «защитным отчуждением». Что это значит? Ваш ребенок очень нуждался в  вас, а  вас с ним не было. Теперь вы  рядом, но  изначальная волна облегчения растворяется в  целом шторме защитного отчуждения: ребенок злится и  отстраняется от  вас.

Еще одна причина – мимикрия, автоматическое хамелеонство малыша. С приходом домой меняется система координат, требований и эмоциональных ожиданий и соответственно ребенку нужна другая система реакций на поведение и слова. У него какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это просто поведенческий сбой.

Что можно сделать, чтобы уменьшить эмоциональный коллапс?

Предоставьте ему возможность выпустить пар и  окажите посильную поддержку. Пока ребенок кричит, кидается и  в  целом сходит с  ума, будьте рядом и  просто спрашивайте его: «Сегодня был длинный день, да?» или говорите: «Я  рядом». Безусловно, это непросто, но стоит того, чтобы  попробовать.

Придумайте какое-то вечернее занятие, которое будет помогать ребенку сбросить стресс и  успокоиться. Это может быть пешая прогулка, езда на  велосипеде, игра в  «щекотки», танцы под музыку или, наоборот, что-нибудь спокойное, вроде чтения или собирания пазлов. Такой ежедневный сеанс расслабления может войти в  ваш привычный распорядок дня и  стать способом, который поможет и  вам, и  вашему ребенку избавиться от  сильных эмоций, накопившихся за  день.

Возьмите за правило встречать ребенка из детского сада с улыбкой. Позитивно встречайте его после сада или  школы, делайте это с  улыбкой и  объятиями, а  не расспрашивайте сразу о поведении и  о домашних заданиях, отметках.

Возьмите тайм-аут. Если вы  едете в  машине, просто включите радио и  помолчите. Если вы  идете пешком, не  старайтесь много говорить, или просто обсуждайте то, что замечаете по  дороге. Это не  время для больших разговоров.

Предложите перекусить. Так  же, как и  взрослые, дети становятся раздражительнее, когда они хотят есть. Забрав ребенка из сада или школы, покормите его до  того, как он  об  этом попросит или начнет скандалить. Даже если его кормили в  саду, это не  значит, что он  не  может быть голоден.

Будьте рядом. Психологи советуют отправить себя в  сад вместе с  ребенком. Конечно, не  буквально, но  сделать так, чтобы он  ощущал ваше присутствие и  связь с  вами, даже когда вас нет рядом. Напишите ему милую записку и  положите в  карман рюкзака, дайте ребенку с  собой какую-то маленькую игрушку или аксессуар, который будет напоминать о  вас. Если в  течение дня ребенок будет ощущать ваше присутствие и  поддержку, он  будет чувствовать себя менее уязвимо и  беззащитно, а  в  конце дня станет меньше злиться из-за того, что вас не  было рядом.

Уделяйте внимание. По  возможности постарайтесь уделить внимание ребенку не  только после того, как он  вернется из  сада, но и  до этого, например, во  время утренних сборов. Поставьте будильник  15  минут раньше привычного времени и  используйте эти четверть часа для того, чтобы пообниматься или почитать книжку, просто сделайте вместе что-то, пропитанное духом единения и  любви.

Дайте ребенку понять, что дом это безопасное место, где его всегда поймут и поддержат, несмотря на  его усталость и  «плохое» поведение.

Ваш ребенок прожил целый день, решая проблемы и  справляясь с  самыми разными задачами, а  вас все это время не  было рядом. И  хотя бурная эмоциональная реакция может показаться непредсказуемой и  нелогичной, просто примите тот факт, что так ребенок избавляется от  напряжения и  сильных эмоций. И  он  сейчас как никогда нуждается в  вашей любви и  поддержке.

Марина Ткач, психолог