22 ноября Католическая Церковь чтит память святой Цецилии, покровительницы церковных музыкантов, певцов и композиторов. По этому случаю размышлениями о специфике этого служения делится Лариса Беляева, органистка Прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Туле.
Мы, церковные музыканты, украшаем службу, являемся неотъемлемой ее частью. Со стороны наше служение часто кажется праздничным, торжественным и, как правило, радостным. Но настолько ли все однозначно? В этой статья я постаралась собрать все трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. Если вы церковный музыкант или певчий, католический или православный – не важно, и вам приходится сталкиваться с теми же сложностями, просто знайте: это нормально!
1. Взаимоотношения со священством
Руководитель хора или органист рассматривает репертуар для службы, в первую очередь, с музыкальной точки зрения, либо с точки зрения возможностей хора (или своих собственных, если поет и играет один). Священник же рассматривает репертуар, в первую очередь, с богослужебно-литургической точки зрения. И эти две точки зрения должны быть согласованы. Также существует проблема личных вкусов и предпочтений у священников и музыкантов, и не всегда они совпадают.
2. Оценка прихожан
Развивая мысль о личных вкусах, сразу хочется сказать, что пение, игра, музыкальные сочинения (если кто-то занимается этим) всем нравиться не могут. Как бы хорошо это ни исполнялось. А если есть шероховатости и спорные моменты, то тем более. Всем угодить нельзя, да и бессмысленное это занятие. Неизбежно музыканты увязнут в противоречивых частных мнениях. И тогда выбор: или ограничивать общение с людьми в приходе, рискуя прослыть в лучшем случае нелюдимыми, а в худшем – гордецами. Или общаться все-таки, тщательно обходя тему богослужебной музыки. Либо выслушивать все мнения, но относиться к ним именно как к частным мнениям.
3. Собственные эмоции
Еще стоит вспомнить, что музыканты, певцы и композиторы, как люди искусства, более эмоциональны и восприимчивы к подобным частным мнениям, особенно высказанным в резкой форме. Из-за этого могут начаться ссоры, распри, выяснения отношений, а также срывы на посторонних, просто оказавшихся не в то время и не в том месте. В самом крайнем случае кончиться может отказом посещать службы и храм. «Все бегом на борьбу со страстями» – конечно, не выход, но нужно, давая себе право на эмоции, прежде чем что-то кому-то говорить или что-то делать, подумать. И это касается не только музыкантов, но и тех, кто им что-то не всегда корректно говорит.
4. Споры с коллегами
Среди самих музыкантов также могут возникать острые противоречия. Особенно, если в хоре или ансамбле собрались как профессионалы, так и любители. Профессионалы будут стремиться к приличному уровню, к чистоте звучания, будут требовательны и к себе, и к другим. Зачастую искренне считая, что так они несут Богу лучшее. И что так и нужно делать. Любители, во многих случаях, будут стараться на доступном им уровне, может быть, изо всех сил, и так же искренне не понимать, почему профессионалы недовольны и говорят, что это плохо. Они же (любители) тоже по-своему стараются дать Богу лучшее. И не всегда их вина, что не все получается, или получается не сразу. По себе помню, как когда-то давно, еще в РПЦ, когда я была только ученицей-певчей, и на один из праздников мы пели службу втроем: регент хора, я и еще один такой же ученик. Пели обиход, простые вещи, естественно, было неидеально. Но мы честно старались, как могли. И было грустно и немного обидно, когда регент обозвала это «всенощной в деревне». А года через полтора я и сама бы так назвала и свое тогдашнее пение, и подобное ему. Откровенно говоря, и называла.
5. …и их последствия
Бывает и так, что профессионалы среди любителей начинают вести себя свысока и небрежно относиться к пению за службами, мол, они музыканты, а остальные – нет. Или, наоборот, любители поют нарочно небрежно, пытаясь дать понять, что они верующие, не то, что музыканты с нотами. Иногда среди самодеятельности и начинающих музыкантов возникают ненужные соревнования, кто лучше исполняет, заключающиеся, как правило, не в самосовершенствовании, а в унижении себе подобных. На самом деле, очень печальное зрелище, в основном говорящее о неуверенности в себе, заниженной самооценке и страхе оказаться ненужными.
6. Смещение приоритетов
Немаловажным является и изменение отношения к службе. Если петь или играть более-менее серьезно и более-менее серьезные вещи, да и еще репертуар менять время от времени, бывает так, что первостепенным становится второстепенное. Во главе угла становится красота и правильность исполнения. Слово, конечно, очень важно, и, вероятнее всего, большинство из музыкантов знает это, но во время пения или игры на передний план выступает музыка. Если это хор или ансамбль, и если еще кто-то играет на органе, то надо слушать друг друга. В идеале, конечно, это и есть стремление стать единым целым и «единым сердцем и едиными устами» прославлять Бога… Но мы несовершенны, и естественно, ни абсолютно чистого звучания не будет, ни «вознести сердца» мы не сможем целиком и полностью. Отвлекаясь на житейское и, главным образом, думая об исполнении. Решением этой проблемы может быть причащение после Мессы, в более спокойной обстановке, когда не нужно думать об игре и пении, а можно сосредоточиться на том, что сейчас конкретно мы делаем, и что это значит. И спокойно предаться созерцанию после принятия Таинства.
7. Духовное выгорание
Пожалуй, самое страшное, что бывает с церковными музыкантами. Случиться может с профессионалами, которые, может быть, увидев все это изнутри, все эти мелкие распри и дрязги, всю земную и житейскую сторону Церкви, несовершенную, как все дела человеческие, начинают относиться к пению или игре на службах, как к работе. Любители, искренне верующие и всячески это подчеркивающие, тоже не застрахованы от такой опасности. Подчеркивание своей веры может обернуться чисто внешним исполнением обрядов. И лишь благодать и милосердие Божие спасают от духовного выгорания. Нужно только найти силы и от всей души однажды обратиться к Нему.
* * *
И вот, со всем этим, с этими дрязгами, мелкими распрями и житейской суетой, все-таки стараешься делать свое дело, стараешься делать его как можно лучше. Чтобы в итоге можно было сказать: «Да, Господи, моя одежда грязна и кое-где изорвана. Но масло в моем светильнике все-таки было. И все, чем одарил Ты меня, то старался я приумножить и тем делился с ближними во Имя Твое. Как мог и умел. Прими меня, пожалуйста».
Лариса Беляева, рускатолик
для друку