- Каталіцкі Веснік - https://catholicnews.by -

Из истории францисканского пояса

Preparation In Assisi Before Pope Francis' Visit [1]Со времен Средневековья францисканцы, пожалуй, самые узнаваемые монахи. И причиной тому – светлый веревочный пояс с тремя узелками.

Во времена св. Франциска монахи препоясывались широким ремнем, который имел чисто функциональное значение. На ремень вешали ключи, закрепляли перья и чернильницы, и т.п., в зависимости от рода деятельности конкретного монаха. Как и всякий предмет монашеского одеяния, ремень имел и свой духовный смысл. Препоясанные чресла напоминали о готовности нести Слово Божие (Иерем 1,17: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе»).

Сын богатого купца Франциск Бернардоне некогда тоже носил красивый кожаный ремень, не имеющий ничего общего с монашеским, но несущий то же назначение. На нем носился вышитый кошель, как символ благосостояния конкретной семьи. Дело в том, что в XIII веке в одежде еще не использовались карманы, поэтому все, что нужно было взять с собой, носили на ремне. Ремни были самого разного вида и формы: от ремней торговцев, на которых крепились кошели и мешки, до ремней крестоносцев, на которых висели мечи. Кожаный ремень был символом благополучия и принадлежности к определенному слою общества.

Поэтому не удивительно, что услышав слова Иисуса о том, что Его ученики не должны брать с собой «ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф10,10), Франциск отказался не только от нарядного платья, но и от расшитого ремня. Дорогое платье он сменил на одежду, которую носили простые крестьяне.

Убеждая одного из своих будущих братьев, Анджело Танкреди из Риети, отказаться от своего рыцарства и примкнуть к едва зарождающемуся братству, Франциск говорит такие слова: «Долгое время ты носил перевязь, меч и шпоры. Пора тебе сменить перевязь на вервие, меч — на Крест Христов, а шпоры — на дорожную пыль и грязь. Следуй за мной, и я сделаю тебя рыцарем воинства Христова» (цит. по Анаклето Яковелли «Жизнеописание святого Франциска Ассизского, супруга госпожи Бедности»). Так новая для братьев одежда приобретает духовный смысл и делает «кающихся из Ассизи» настоящими рыцарями Христовыми.

Широкое платье крестьяне обычно подвязывали веревкой, чтобы оно не сваливалось и не путалось под ногами. Веревка была верным помощником бедняков. Ею связывали скот и прутья, собранные для растопки печи, мешки с зерном и капканы в лесу. Поэтому крестьяне старались, чтобы веревка у них на поясе была прочной и длинной, и в случае необходимости ее можно было использовать целиком или отрезав какой-то кусок. Ею несколько раз обматывались вокруг пояса, а оставшиеся концы завязывали в узлы, которых могло быть несчетное множество.

Когда впервые узлы на веревке стали обязательной частью одеяния францисканца доподлинно неизвестно, но уже с 1280-х годов мы встречаем в различных документах упоминание о братьях, носивших веревку с узлами.

Скорее всего, Франциск стремившийся к тому, чтобы его братья были не сколько монахами, которые в те времена ассоциировались с оседлым образом жизни и большими богатыми монастырями, сколько бродячими проповедниками, предложил братьям носить на поясе длинные веревки. Эти веревки служили тем же целям, что и в простом крестьянском быту: поддерживали платье и использовались в работе.

Интересна и форма тех узлов, которые избрали францисканцы для своих поясов. Как говорит предание, сначала братья использовали самые обычные узлы. Однако, путешествуя на кораблях по разным странам, они обратили внимания на узел, который с давних пор используют моряки.

Время его появления на парусных судах неизвестно, но мы находим упоминания о нем или же его изображения сначала у египтян, китайцев и персов. Постепенно он получает распространение и среди итальянских моряков, особенно генуэзцев. Они называют этот узел «бочкой». Узел оказывается необыкновенно прочным, его используют для крепления якоря и для крепления различных парусов. Хотя историки до сих пор спорят, кто кого научил вязать такие узлы: францисканцы матросов Колумба или, наоборот, матросы Колумба научили этому искусству францисканцев.

Проходит всего каких-нибудь пятьдесят лет, и узел «бочка» окончательно становится «францисканским». Другие названия за ним не закрепляются. И, конечно же, довольно быстро странствующие братья предают этому узлу особое духовное значение.

На веревку последовательно накручивается три петли. Каждая из них символизирует три порока, направленных против конкретной добродетели, избираемой францисканцами: бедности, послушания или целомудрия. С другой стороны, эти петли придают узлу необычайную крепость, позволяющую даже не очень крепкой веревке выдерживать человеческий вес. Тем самым узлы напоминают о силе покаяния, могущего выудить человека из пучины греха.

franciscain [2]

Количество узлов на францисканском поясе тоже было различно. Первоначально в некоторых провинциях завязывали пять узлов, символизирующих пять ран Христа. Где-то сразу братья вывязывали три узла, которые, как и в наши дни, понимались, как бедность, послушание и целомудрие. У Бедных Дам св. Клары были четыре узла на поясе, которые символизировали бедность, послушание, целомудрие и постоянство места.

Одно из преданий утверждает, что сам Франциск навязывая на своем поясе узлы, с одной стороны, повторял привычку крестьян того времени, а с другой, использовал их вместо четок, которые тогда еще не получили распространение. В Уставе, утвержденном буллой, Франциск предписывает братьям читать «Отче наш» 24 раза на Заутрене, на Утрене – пять и т.д. («Устав, утвержденный буллой», гл. III). Таким образом, сколько было узелков на веревке самого Ассизского Бедняка неизвестно.

Как бы там ни было, к концу XIII века все братья, относившее себя к Ордену св. Франциска носили три узла, напоминающие им о принесенных обетах. Подобно морскому «францисканскому узлу», держащему якорь, они призваны напомнить о том, что бедность удерживает от увлечения богатством, послушание сохраняет верность и доверие Богу-Отцу, а целомудрие – охраняет от соблазнов, обращая сердце к любви ко всему творению. Таким образом, францисканский пояс напоминает о евангельской бедности и полном доверии Христу, не ставящем никаких условий.

POJAS [3]Терциарский пояс, использовался многими общинами, созданными до принятия Устава 1978 г. На этом поясе было пять узлов. Теперь большинство терциариев носит на шее Тау, на шнуре которого так же присутствуют три узелка. Было бы ошибочным считать, что они также символизируют обеты бедности, послушания и целомудрия. Согласно обещаниям терциариев «жить по Евангелию Господа нашего Иисуса Христа в состоянии мирянина», три монашеских обета ими не приносятся.

В таком случае эти узелки имеют несколько иной смысл. Главная их задача напомнить о покаянии, ведь именно о нем писал св. Франциск в «Послании верным», которое предваряет Устав терциариев. Покаянии, которое выражается в молитве, воздержании и делах милосердия, которые могут включать в себя как непосредственно каритативную деятельность, так и проповедь Слова Божьего.

Эти три узелка так же напоминают францисканцам-мирянам о необходимости воздержания до брака и сохранении чистоты брачных уз, о необходимости верности и доверия Богу, и о необходимости простоты образа жизни, исключающего всякие излишества.

Анна Гольдина, tauspb [4]