- Каталіцкі Веснік - https://catholicnews.by -

«Второй Мосар». Священник хочет сделать из Росицы райский сад

Росица — удивительный край на севере Беларуси, в Верхнедвинском районе, рядом с латвийской границей. Деревня с поэтическим названием сегодня утопает в зелени и цветах, а 70 лет назад ее землю покрывал человеческий пепел. Это знаковое место для многих людей. Здесь редкий день не бывают паломники и туристы. И все удивляются тому, какую красоту создает местный ксендз.

rossica_3 [1]

Владение известных магнатов

Теперь в названии деревни ударение ставят на первый слог. А раньше ставили на второй. Белорусский язык лучше отражает это различие: соответственно Росіца и Расіца.

В 1599 году Лев Сапега купил деревню у Давыда Росицкого. Канцлер ВКЛ построил здесь униатскую церковь. С 1753 года местечко принадлежало уже воеводе Николаю Лопатинскому. Оно стало частью его имения Сарья — так называется соседняя деревня.

Росица находилась на перекрестке оживленных трактов и одно время даже имела статус города. К началу ХХ века это было крупное поселение с костелом, церковью, синагогой. Знаменитые росицкие ярмарки собирали люд со всей округи.

«Обезглавленная» святыня

В центре деревни на высоком берегу озера Росица стоит Троицкий костел. Ради этого столетнего храма в неороманском стиле многие и едут в эту деревню.

rossica_6 [2]

Костел возводили в 1906-1911 годах на средства прихожан и местной шляхты. Хорошо пожертвовали помещики Шадурские и Нитославские. Но главным спонсором был Станислав Лопатинский. Местные старожилы любят рассказывать о том, каким образом в Росицу поставляли стройматериал. Люди стояли вдоль дороги — от самой Сарьи, и на протяжении 12 км по цепочке передавали друг другу красный кирпич.

Католический приход в Росице в начале ХХ века был самым многочисленным в Витебской губернии. В нем жило 8000 человек.

В храме было пять алтарей и орган. А снаружи он выглядел иначе, чем сейчас: две изящные башни делали его самым высоким зданием в округе.

kostel_v_rosice_staroe_foto [3]

За это костел и поплатился — в 1934 году его «обезглавили». Советская власть решила, что шпили, видные даже из-за Двины, могут стать отличной мишенью для артиллерийского огня со стороны «агрессивной Польши». Когда башни снесли, храм приобрел присадистый и более приземленный вид. Но все равно он прекрасен в своем строгом и трагичном величии.

rossica_9 [4]

kostel_30e_gody [5]

Многие замечают, что росицкая святыня до перестройки была похожа на костел святой Варвары в Витебске.

ulica_michurina_v_vitebske_20 [6]

«Обезглавленный» храм превратили в избу-читальню, потом — в клуб. Но местная богобоязненная молодежь, по воспоминаниям стариков, не спешила танцевать и смотреть кино в святыне. Все еще живо помнили, как здесь шли мессы.

А потом случилось чудо: в начале войны сюда снова пришли священники. Это были ксендзы Антоний Лещевич и Юрий Кашира из ордена мариан (монахи, которые выступали за белорусизацию костела). Им помогали сестры-евхаристки (монахини католической общины, созданной в 1923 году в недалекой от Росицы Друе).

Миссионеры находились между двух огней. Днем в Росице хозяйничали немцы и подозревали священников и сестер в сотрудничестве с партизанами. А ночью появлялись «лесные братья» и расспрашивали о фашистах. Но ксендзы продолжали служение. Причем не только в росицком костеле. Они ездили по всей округе. Среди паствы были даже православные, которые в то смутное время лишились своих церквей и батюшек.

«Зимнее волшебство»

16-18 февраля 1943 года в Росице произошла трагедия, которая потрясает людей во всем мире и через семь десятилетий.

«Зимнее волшебство» — так цинично фашисты назвали карательную антипартизанскую операцию на севере Беларуси и в Себежском районе на Псковщине в России. Еще она известна под названием «Освейская трагедия». Немцы хотели создать в этой местности мертвую зону без жителей и населенных пунктов шириной 30-40 км, чтобы лишить партизан их опорных пунктов. К счастью, целиком реализовать свой план каратели не смогли: от людей и сел они очистили 15 км.

Многочисленные книги на эту тему приводят разные данные о количестве жертв трагедии. В частности, историк Александр Дюков в своем исследовании пишет: «Примерные итоги операции «Зимнее волшебство»: более 200 убитых партизан, от 4 до 5 тысяч уничтоженных мирных граждан, более 7 тысяч угнанных (несколько тысяч из которых впоследствии погибло), 156 сожженных деревень и один райцентр, огромное количество угнанного скота, отравленные колодцы, залитая кровью 15-километровая полоса мертвой земли».

Официальные источники приводят следующие цифры. Каратели сожгли все 158 деревень Освейщины. А во всем нынешнем Верхнедвинском районе — 426. Из них 186 не возродились. Более 300 населенных пунктов Верхнедвинщины испепелили вместе с жителями — полностью или частично.

Живой свидетель этого ужаса — росицкий костел. Немцы согнали в него жителей этого и окрестных сел — для фильтрации. 5 тысяч человек, от младенцев до стариков, почти 5 дней ожидали здесь решения своей участи. Полураздетые — из домов многих выгоняли посреди ночи. Без еды и воды. В страшных догадках, что впереди. Одно утешение: с ними были их «ойчанькі» — ксендзы Антоний Лещевич и Юрий Кашира.

antoniy_leshchevich [7]

Выходить наружу могли только священники. Под одеждой они приносили в костел воду и хлеб, который пекли сестры-евхаристки. Отдавали в костер церковную утварь, чтобы согреть хотя бы детей. Сутками напролет исповедовали, крестили. Были даже те, кто хотел перед лицом смерти венчаться. И, как могли, поддерживали людей, хоть сами падали с ног. Силы находили в молитве.

yuriy_kashira [8]

А потом немцы устроили в костеле свой «страшный суд» — сортировку. Детей, молодежь и здоровых взрослых ставили в одну сторону. Беременных, больных, увечных и стариков — в другую. Первых отправили в латвийский концлагерь Саласпилс — чтобы качать кровь, травить мышьяком, заживо закапывать, применять другие изощренные пытки. А остальных сожгли — в самых больших хатах и конюшне. Всего в Росице погибло 1528 человек. Это 10 Хатыней сразу.

rossica_1 [9]

Вместе с прихожанами пошли в огонь и ксендзы. Каратели предлагали им уйти. Но священники решили остаться с паствой до конца.

На месте одного из жутких кострищ, в котором погибли более 600 человек и ксендз Юрий Кашира, обнаружили остатки креста для процессий (священник шел с ним впереди колонны людей) и обгоревшую руку, в которой были зажаты четки.

rossica_11 [10]

Жертву священников признали подвигом. В 1999 году папа Иоанн Павел II объявил Юрия Каширу и Антония Лещевича блаженными.

Костел в Росице почти 20 лет дважды в год — в феврале и августе — собирает паломников из разных стран. Люди со свечами в руках идут последней дорогой мучеников — к их братской могиле. Она находится за озером.

rossica_21 [11]

На месте этого мемориала раньше рос бурьян, паслись козы. Но благодаря усилиям настоятеля Троицкого костела Чеслава Куречко и сельчан здесь появились крест, фонари, дорожки и клумбы.

rossica_16 [12]

Возрождение храма

После войны костел снова стал клубом. Потом — складом. Красивую напольную мозаику давили гусеницы колхозных тракторов. Эти пробоины на полу видны и сегодня…

rossica_19 [13]

В 1988 году храм вернули верующим и отремонтировали. В главном алтаре находится икона с изображением мучеников Антония и Юрия.

rossica_14 [14]

Кстати, мы с удивлением узнали от местных жителей, что костел не закрывается. То есть любой может прийти сюда помолиться даже ночью. А людей со злыми намерениями тут не боятся: в пограничной зоне все пришлые на виду.

«Росице везет на священников»

«Росице везет на священников», — эту фразу мы слышали от нескольких жителей деревни. Своего ксендза Чеслава Куречко они не просто любят, а обожают: «Вся эта красота: клумбы, прудики, мостики, весь этот «маленький Версаль» — его рук дело. Он же ни минуты на месте не сидит! Даже в пруд сам ныряет, кувшинки сажает. А кувшинки эти — такие же прекрасные, как сам этот чудо-человек!».

cheslav_kurechko_s_prikhozhanami_westki.info [15]

К сожалению, познакомиться с отцом Чеславом во время приезда в Росицу нам не удалось: был в отъезде. Зато очень душевно пообщались по телефону. «Росіца вітае вас!» — таким было его приветствие. «Заўжды чакаем!» — пригласил на прощание. И снова захотелось побывать в этом благословенном краю…

В Росицу Чеслав Куречко приехал почти 8 лет назад, из Орши. И начал превращать приграничное село в райский сад. Потому что не может жить без цветов и красоты. А еще захотел, чтоб тут был «второй Мосар» — как у его друга, ксендза Юозаса Бульки. Деревня Мосар в Глубокском районе благодаря стараниям покойного настоятеля костела известна далеко за пределами Беларуси.

Чеслав Куречко — тоже медийная персона. Кстати, из светских изданий о нем наиболее часто пишут… журналы для садоводов! Священник дает им мастер-классы, как вырастить то или иное растение.

«Кветкі любіла мая мама, гэта ў мяне ад яе. Памятаю, старэйшы брат дапамагаў бацьку, яны разам рабілі розныя тэхнічныя прылады. А я з маці корпаўся ў гародчыку», — вспоминает настоятель.

По обе стороны от костела отец Чеслав создал аллеи памяти — в память о жертвах войны. Одна — из туи и барбариса — ведет к озеру Росица. На берегу стоит красивая беседка. Вторая аллея приводит к кладбищу.

rossica_4 [16]

Возле костела разбиты газоны, клумбы, благоустроены водоемы. Когда мы были в Росице, там цвели сирень и магнолия.

«Пасадзіў 10 магнолій, але прыжыліся 5-6. Штосьці вымерзла ці высахла. Але сёлета магнолія добра цвіла: бутоны як бакалы!» — говорит отец Чеслав.

magnoliya_5 [17]

«А зараз ужо пайшлі гарлачыкі — у возеры і стаўках. Правільна яны называюцца німфеі. Каб вы бачылі, якія прыгожыя! Ружовыя, чырвоныя, белыя, розныя! Абавязкова прыязджайце, гэта трэба бачыць. А каля касцёла ў гняздзе вылупіліся бусляняты. Іхнія бацькі клякочуць, а за касцёлам лебедзі плаваюць. Жыццё ідзе!» — ксендз радуется искренне, как ребенок.

Рассаду и саженцы растений он брал в Мосаре, привозил из Италии, Польши, Германии… Посадочный материал дарят и люди, которые знают о его увлечении.

Ксендз благодарит всех волонтеров — местных и приезжих, кто помогает в благоустройстве: «Гэта і католікі, і праваслаўныя, і няверуючыя. А хто не дапамагае, я на іх не крыўджуся». Просил передать спасибо и местным властям: «Мне дапамагаюць і сельсавет, і райвыканкам. Адзін я нічога не зрабіў бы».

rossica_26 [18]

У отца Чеслава есть мечта — воссоздать Троицкий костел в историческом облике, с его знаменитыми башнями. Чтобы росицкая святыня, как и сто лет назад, была выше всех окрестных лесов и чтобы ее видели даже в Латвии.

А кто бы вы думали этот удивительный человек по профессии? Повар. Для некоторых гостей готовит лично. «Поліўку якую звару, наліснікаў напяку». Но это он скромничает. О кулинарных способностях настоятеля костела знают уже далеко за пределами Росицы.

— І як вы толькі ўсё паспяваеце: і касцёл на вас, і прыхаджане, і такая гаспадарка вялікая, і яшчэ наліснікі для гасцей пячэце?

— Бывае, не агарнуць усё: і тут трэба падрыхліць, і там прапалоць, а там вунь падсыпаць… Ледзь жывы ў такія дні, рукі патрэскаліся ад працы… Але ж шчаслівы! Шчаслівы, што прыгажосць вакол. Што людзі разумеюць і дапамагаюць.

Устаю ў 5 раніцы, п’ю каву, гляджу ў акно, на возера, і планую: сёння вось гэта зраблю і гэта, пасля — тое і тое. І Бог благаслаўляе.

Озеро Надежды

Сегодня в Росице живет около 200 человек. Это в основном пожилые люди.

В центре деревни стоят нежилые двухэтажные дома. «Когда маленькие колхозы и совхозы начали объединять, Росицу присоединили к Сарье. Молодежь начала отсюда уезжать, искать лучшее место для жизни и работы. В Росице закрыли школу, наши школьники учатся в соседнем Бигосово», — рассказала местный краевед, директор Сарьянского Дома культуры Елена Минченко.

Главная беда в Росице сегодня — дороги. Чтобы преодолеть ухабы, водители едут очень медленно.

rossica_5 [19]

«Если сделают дороги, люди к нам сразу же потянутся, — уверена краевед. — Но что интересно: дороги не делали, не делали и вдруг стали ремонтировать — сразу же после того, как в деревне появилось «озеро Надежды». Так мы назвали водоем, который выкопали по инициативе отца Чеслава. Как будто мало было в Росице воды, он еще один пруд захотел сделать! И вот, видите, какое оно необычное, «озеро Надежды», — желания исполняет!»

rossica_10 [20]

«Святая земля», — называет Росицу ксендз Чеслав Куречко. Он убежден, что здесь не должно быть запустения. Люди берут с него пример, благоустраивают прикостельную территорию и свои подворья. А значит, Росица жива и даже собирается стать туристическим раем.

rossica_22 [21]

По материалам TUT.BY [22]