В поисках лица Бога – туда и обратно

Эта тайна такая же древняя, как сам мир, путешествие, у которого, кажется, нет конца, вопрос, вырывающийся из самой глубины человеческого сердца – как выглядит Бог, сотворивший всю Вселенную?

В поисках истинного лица Бога мы совершим путешествие в 4 удивительных места, где находятся самые известные религиозные артефакты, отображающие лик Христа.

Туда

Лицо Христа. Оно является одним из самых узнаваемых лиц в мире. Глубокий взгляд, прямой нос, длинные волосы, слегка раздвоенная борода. Узнать Христа легко, ведь мы помним Его лицо с самого детства. Но как мы можем быть уверены, что эти черты действительно принадлежат Иисусу? К тому же письменные источники, такие как Евангелие, не дают нам описания внешности Христа. Давайте начнём наше путешествие с исследования первых изображений Иисуса Христа.

Римские катакомбы

Рим, Италия

Древнейшие изображения Христа скрыты от людских глаз, так как находятся… глубоко под землёй. Наша отправная точка – катакомбы Древнего Рима.

Римские Катакомбы – это сеть подземных  лабиринтов, использовавшихся как места погребений. Высеченные в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров катакомбы похожи на подземный город и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются вытесанными лестницами.

В этих подземных туннелях, кроме традиционных захоронений, первые христиане проводили свои тайные собрания и служили первые Мессы, и потому на стенах катакомб можно найти раннехристианские фрески и мозаики. Христос представлен на них в образе Доброго Пастыря – Он довольно юный и без бороды. Некоторые учёные отмечают, что Христос на этих изображениях выглядит похожим на римских богов – Юпитера, Нептуна и Сераписа. Именно таким часто представляли Иисуса первые римские художники, отталкиваясь от своего понимания и влияния языческой культуры.

На протяжении нескольких веков Христос изображается по разному, и  только примерно к IV веку формируется единый образ Христа, к которому мы все привыкли и который является общим как для Восточной, так и для Западной христианской традиций.

Что же стало причиной формирования единого художественного канона? Здесь мнения ученых расходятся и формируют 2 гипотезы.

Первая гипотеза отсылает нас к развитию христианства в политическом контексте Древнего Рима. IV век – это время, когда христианство становится официальной религией Римской Империи.  К этому времени облик Христа был теологически и, в какой-то мере, политически переосмыслен. Теперь Христос предстает как учитель-раввин, философ и правитель, Тот, кто принёс закон и имеет силу. Черты Его лица, наличие бороды, атрибуты внешности и одежды указывают в первую очередь на Его авторитет и значимость для верующего человека.

Прекрасно то, что уже тогда, когда человек стал концентрироваться на облике Христа и создавать иконы, они были не просто попыткой передать исконные человеческие черты Иисуса, но предназначались в первую очередь для молитвы и размышления. Таким образом, первая гипотеза предполагает, что единый иконописный канон сформировался в процессе постепенного осмысления значимости Христа и выделения его главных черт.

Вторая гипотеза указывает на то, что изначально существовал некий единый источник – протоикона, ставшая прообразом для всех последующих списков. Эту версию мы и будем исследовать в продолжении нашего путешествия.

Плат Вероники

Монапелло, Италия

Нашим проводником в Монапелло будет Пауль Бадде – католический эквивалент Индианы Джонса – человек, посвятивший много лет своей жизни исследованию лика Христа.

Пауль Бадде утверждает: истинный лик Господа нужно искать не только в Библии, но и… в чине святой Мессы. Для этого нужно обратиться к Литургии Евхаристии, где Христос присутствует лично.

«Если мы обратимся к первым алтарям и старинному латинскому обряду, мы обнаружим, что прообраз алтаря – вовсе не стол, а погребальная скамья, которая находится в Гробе Господнем в Иерусалиме. Потому первые христиане служили свои богослужения на могилах, которые и представляли ту самую скамью. Полотно, которым накрывали алтарь, олицетворяло погребальный саван, обвивавший тело Христа во гробе. А маленький корпорал, который во время богослужения касался хостии и, значит, касался самого лика Христа, олицетворял погребальный плат».

Согласно версии Пауля Бадде, погребальный саван или плащаница, покрывавшая Тело Христа, в настоящее время хранится в кафедральном соборе святого Иоанна Крестителя в Северной Италии, в г. Турине, а погребальный плат, обвивавший голову Спасителя, известный также как Плат или Вуаль Вероники, находится тоже в Италии.

На самом деле, существуют несколько платов, претендующих на подлинность, и мы остановимся на 2 из них.

Одна из реликвий, именуемая «Плат святой Вероники», находится в базилике св. Петра в Риме. Плат хранится под замком и выставляется для почитания с высокой лоджии над колонной св. Вероники один раз в год – в пятое воскресенье Великого Поста.

Однако Пауль Бадде склонен считать оригинальным второй плат, хранящийся в Центральной Италии в провинции Абруццо. Этот нерукотворный образ Христа выставлен за алтарём Базилики Святого Лика маленького городка Манопелло и доступен для поклонения круглый год.

«На Вуале Вероники из Манопелло, – рассказывает Пауль Бадде, – мы можем увидеть 4 складки. Самое древнее название этой реликвии звучит как «вчетверо сложенная». Вуаль из Манопелло складывалась вчетверо, точно таким же образом, как складывается корпорал. Корпорал и есть тот самый плат, который находится в постоянном контакте с воскресшим Христом, тот, о котором говорится в Евангелии («Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин.20: 6,7))».

Пауль Бадде верит, что Святая Вуаль из Манопелло хранилась прежде в Базилике Святого Петра, но потом в 1500 годах – во время разграбления Рима – была похищена ради безопасности и спрятана здесь.

Вуаль из Манопелло выполнена из тонкого виссона – удивительно прочной и тонкой ткани древнего мира. Запечатлённый образ Христа на ней кажется постоянно меняющимся в зависимости от наклона солнечных лучей. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и Он как будто смотрит вбок. При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у умершего человека. И только во время процессий при дневном свете проявляется вся красота образа.

Волновавший ранних христиан вопрос, как лик Иисуса мог появиться на чудесном плате, является загадкой и сейчас. Учёные не нашли на нём следа от пигмента или краски, Лик Христа отобразился на ткани необъяснимым нерукотворным образом.

Интересным является то, что если сопоставить Лик из Манопелло с “Пьетой” Микеланджело и, например, “Спасителем Мира” Леонардо да Винчи, мы обнаружим удивительное сходство. Напрашивается вывод, что скульпторы и художники эпохи Ренессанса знали о Плате Вероники и использовали его в качестве первоисточника для своих работ.

Таким образом, Вуаль Вероники так же, как и Туринская Плащаница, безусловно, является одним из главных кандидатов называться «Veronica», что означает в переводе с латинского и греческого языков «истинный образ».

Туринская Плащаница

Турин, Италия

Наш следующий пункт назначения – город Турин – расположен тоже в Италии. Именно здесь находится один из самых важных христианских артефактов – Туринская Плащаница.

Туринская Плащаница представляет собой льняное полотно, на котором отчетливо видны очертания мужского тела спереди и сзади. Человек Плащаницы несомненно претерпел огромные страдания. На полотне видны рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, а по всему телу – многочисленные раны от побоев и ударов плетью. Также на голове Страдальца можно увидеть следы от шипов тернового венца, а на плече – отпечаток от перекладины креста.

Интересен и тот факт, что Лик из Манопелло и Лицо, отобразившееся на Плащанице, обладают поразительной схожестью, и если их наложить друг на друга, они совпадут.

Верующие считают, что Туринская Плащаница – это те «пелены лежащие», что апостолы Иоанн и Симон Пётр, согласно Евангелию, нашли во гробе после воскресения Христа. Учёные, изучавшие плащаницу, отмечают, что она представляет собой отрезок ткани высочайшего класса, плотность которой соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот обрез ткани стоил очень дорого. В Святом Писании также говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.

Туринская Плащаница является самым исследуемым христианским артефактом. Благодаря тщательному научному анализу, были обнаружены и другие интересные факты о плащанице. Установлено, полотно из Турина содержит кровь, принадлежащую мужчине, известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря, пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима, на ней видны следы римских монет, положенных на глазницы. Надо отметить и необъяснимую с точки зрения науки деталь: контакт тела с Плащаницей был прерван без нарушения образовавшихся отпечатков крови, то есть ткань не была оторвана от ран. Кроме этого, Плащаница зафиксировала состояние трупного окоченения, но на ней нет никаких следов разложения тела.

Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Некоторые исследователи говорят, что отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать научного объяснения этому феномену. Для верующих в воскресение Христа Туринская Плащаница – это чудотворный образ, оставленный Христом будущим поколениям для размышления.

Однако, несмотря на вышеуказанные аргументы, учёные до сих пор не пришли к единому мнению по поводу Туринской Плащаницы, и Церковь не произнесла о ней своего заключительного слова. Если аутентичность Плащаницы подтвердится, то вопрос о протообразах – или первых изображениях – будет исчерпан.

Глядя на эти два артефакта – Туринскую плащаницу и Вуаль из Манопелло – глазами веры, в них можно разглядеть желание Бога открыть свое лицо человечеству. Но, в таком случае, почему Христос не оставил при своей жизни портрет написанный красками?

Портрет Милосердного Иисуса

Вильнюс, Литва

Теперь мы переместимся в Вильнюс – столицу Литвы, где польская монахиня и святая XX-го века Фаустина Ковальская после получения наставлений от самого Иисуса, продиктовала художнику, как нарисовать портрет Христа во всех деталях.

В самом начале церковные служители встретили видения Фаустины с долей скептицизма, и показ ею созданного изображения был запрещён. Но уже через год, в 1935 году икона Христа, известная также как Образ Божия Милосердия, была выставлена на несколько дней для всеобщего поклонения.

Когда пришло время коммунистического режима, оригинальный образ на долгие годы был спрятан. Вновь открыт Образ Христа Милосердного был только в 2000 году, и в настоящее время он выставлен в Вильнюсе в Церкви Святой Троицы, известной также как Санктуарий Божьего Милосердия.

Здесь люди могут делать то, что было недоступно никому до того, как Божий Сын принял человеческую плоть. Они могут созерцать Бога лицом к лицу.

Обратно. Бог с человеческим лицом

Исход 20, 2-4: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

Во времена Ветхого Завета первая заповедь, данная Моисею, и другие отрывки из Писания толковались как запрет Бога изображать Себя на земле.

Кардинал Курт Кох, Президент Папского совета по содействию христианскому единству, говорит: “В Ветхом Завете есть история, когда Бог говорит Моисею, что «ты не можешь взглянуть в Моё лицо и остаться живым, но ты увидишь Меня сзади» (по Исх.33: 20-23). Это также прекрасное послание, призывающее нас следовать за Богом. И если мы следуем за Богом, то мы не видим Его лица, но, как и Моисей, можем видеть Его сзади. Однако в Новом Завете Бог открывает Свое лицо в Иисусе Христе. Иисус живет в неразрывной связи с Богом Отцом и Святым Духом и через Себя открывает миру лицо Бога”.

Христос «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари», – говорит Послание к Колосянам в 1 главе в 15 стихе.

Однако должен ли Бог быть представлен художественно, оставалось предметом обсуждения для первых последователей Христа ещё долгое время.

И только на Втором Вселенском Соборе в Никее этот вопрос был официально снят с повестки дня. Триумфальным аргументом, положившим конец спору о священных образах и разрешившим византийскую ересь VIII века, известную как “иконоборчество”, стало Боговоплощение.

Второй Никейский Собор, Седьмая сессия (13 октября 787 г.): “Чем больше они созерцают, тем больше они переходят к ревностной памяти об их прототипах… Кто почитает образ, тот почитает в нем реальность того, что в нем представлено”.

Таким образом Вселенская Церковь провозгласила изображение Бога в священном искусстве раз и навсегда законным.

Возвращаясь обратно из нашего путешествия, по дороге домой Вы можете ещё раз подумать над теми аргументами, которые мы привели в этой статье.

Однако верить или не верить в то, что классическое изображение Иисуса – это Его действительный образ, – личный выбор каждого человека. Несомненным является то, что через воплощение Бог показал свое человеческое лицо.

Так, возможно, чтобы узнать лицо Христа, достаточно просто взглянуть на людей, которые нас окружают?

Катехизис Католической Церкви, 1702: “Образ Божий присутствует в каждом человеке”.

Текст: Ксения и Алексей Готовские, catholic-kazakhstan.org

для друку для друку