В каком случае ЭКО можно считать нравственно приемлемым?

Если медики добьются того, что при ЭКО не будет погибать и не будет заморожен ни один эмбрион, можно ли будет считать его нравственно приемлемым?

Даже если искусственное оплодотворение не будет сопряжено с уничтожением эмбрионов, с их криоконсервацией или селекцией, его нельзя будет назвать нравственно допустимым. Согласно учительству Католической Церкви, неприемлемы любые способы зачатия, заменяющие собой супружеский акт. Дети являются плодом супружеского акта взаимной и всецелой отдачи во всех аспектах: физическом, психологическом, духовном и нравственном.

В энциклике «Mater et magistra» Папа Иоанн 23 утверждает: «Передача человеческой жизни вверена природой личному и осознанному акту и, как таковая, она является субъектом премудрых законов Бога: неприкосновенных и незыблемых законов, которые следует признавать и соблюдать. Поэтому нельзя использовать те же средства и методы, какие допустимы для передачи жизни растений и животных» (204). Этими словами святой Папа хотел сказать, что мы, люди, не являемся порождением двух гамет, которые пересекаются для оплодотворения, но являемся плодом двух людей, естественным и подлинным плодом их любви. Эта любовь выражается в супружеском акте полной взаимной отдачи, в которой отдаются не только половые клетки. Недопустимо вверять в чужие руки то, что является собственным, интимным и эксклюзивным актом супругов. ЭКО же сводит акт зачатия к биологическому факту. Тем более неприемлемо допускать, чтобы самый интимный аспект человека стал объектом коммерции или эксперимента.

В каком же случае вмешательство в этот акт допустимо? Только в том случае, когда это вмешательство является содействием супружескому акту, а не его заменой. Обратимся к тексту руководства Конгрегации вероучения “Donum Vitae”: «Медицинское вмешательство уважает достоинство человека, когда оно направлено на содействие супружескому акту, облегчая его совершение или позволяя ему достичь своей цели после того, как он был совершен нормальным способом» (II, 6). Поэтому «техническое средство, облегчающее супружеский акт или помогающее достичь его естественных целей, является нравственно допустимым. Если же, напротив, вмешательство заменяет собой супружеский акт, оно нравственно неприемлемо» (II, 6).

В руководстве Конгрегации вероучения по биоэтике “Dignitas personae”, кроме того, утверждается: «Безусловно, допустимы те виды вмешательства, которые нацелены на устранение препятствий для естественной фертильности, как, например, гормональное лечение бесплодия гонадного происхождения, хирургическое лечение эндометриоза, лечение непроходимости маточных труб или микрохирургическое восстановление их проходимости. Все эти техники могут рассматриваться как подлинное терапевтическое вмешательство в той мере, в какой, разрешив проблему, лежащую в основе инфертильности, пара может совершать супружеские акты с прокреативным результатом без необходимости для медика непосредственно вмешиваться в сам супружеский акт. Ни одна из названных техник не замещает собой супружеский акт: только он остается достойным по-настоящему ответственного деторождения» (13).

Радио Ватикана

для друку для друку