Правда ли, что католики обязаны во всем соглашаться с Папой, считая его голосом Бога?

8naeWB8bQHwПравда ли, что католики обязаны во всем соглашаться с Папой, считая его голосом Бога? А если мне не нравится какой-нибудь поступок Папы Римского или какие-нибудь его слова?

Голос Бога на земле – это, во-первых, голос нашей совести, как говорил блаженный кардинал Ньюмен. Второй Ватиканский собор утверждает, что в своей совести человек не один, но он там пребывает наедине с Богом и слушает Его голос.

Вот в чем заключается это соборное учение: «В глубине своей совести человек открывает закон, который не сам он себе дал, но коему он должен повиноваться и глас которого, всегда призывающий его любить и творить добро, а зла избегать, отзывается, когда нужно, в его сердце: вот это делай, а вот этого избегай.

Ведь в сердце человека — написанный Богом закон, в повиновении которому заключается всё его достоинство и по которому он будет судим.

Совесть — самое потаённое ядро человека, его святая святых, где он остаётся наедине с Богом, Чей голос звучит во глубине его души» («Радость и надежда», 49).

Учительство Папы Римского является продолжением во времени учения Христа. Залог этого учительства – Сам Христос, Который сказал апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22,32).

И еще: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,18).

Учительство Папы Римского требует от нас послушания в вере. Второй Ватиканский собор по этому поводу говорит: «Эта безошибочность, которой Божественный Искупитель пожелал наделить Свою Церковь в определении учения о вере и нравах, простирается столь же широко, сколь и сокровищница Божественного откровения, которая должна свято храниться и верно излагаться.

В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский понтифик, глава Коллегии епископов, когда он, как верховный пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих (ср. Лк 22, 32), окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах.

Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд (Lumen gentium 25).

И еще: это благоговейное послушание воли и разума следует прежде всего проявлять по отношению к аутентичному учительству Римского Первосвященника — даже тогда, когда он не говорит «ех cathedra». Это означает, что его верховное учительство следует почтительно признавать, высказанных им суждений следует искренне придерживаться согласно выраженной им мысли и воле, которая проявляется прежде всего либо в характере тех или иных документов, либо в неоднократном изложении одного и того же учения, либо же в самой словесной форме какого-либо высказывания» (там же).

Утверждения Второго Ватиканского собора касаются учительства Папы Римского, а не его личного поведения. В связи с этим можно привести весьма красноречивый пример апостола Петра, который был вынужден выслушать открытый упрек от апостола Павла, не согласного с его отношением к язычникам.

Вот этот текст: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал 2,11-14).

Таким образом, послушание в вере Папе Римскому относится к его учительству – как чрезвычайному, так и ординарному, а не к его личности, к личным беседам или личному выбору.

Папа обладает особой «благодатью статуса», связанной со служением Святого Петра.

Об этом говорит и Катехизис Католической Церкви: «Среди особых даров благодати следует назвать «благодать состояния», сопровождающую ответственные функции в христианской жизни и формы служения в лоне Церкви:

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим 12,6-8)» (Катехизис КЦ, 2004).

Ватиканское Радио

для друку для друку