Почему пост длится именно 40 дней?

40Задумывались ли вы когда-нибудь, почему Великий пост длится именно сорок дней? Почему не десять или пятьдесят?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: потому что Иисус постился в пустыне сорок дней. А почему Он избрал именно такое количество дней, не больше и не меньше?

Если мы обратимся к Ветхому Завету, то обнаружим, что Ной провел в ковчеге все те же сорок дней. Столько же дней был Моисей на горе Синай, когда получил скрижали Завета. Еще раз цифра сорок всплывает, когда мы вспоминаем, сколько лет евреи блуждали по пустыне.

Интересно будет отметить, что и беременность длится в большинстве случаев сорок недель.

Получается, что цифра сорок всегда связана с появлением чего-то нового, с рождением. В случае Ноя это – новое рождение мира. В случае Моисея это – рождение народа Завета. Для израильтян-кочевников начинался новый период не просто оседлого образа жизни, но свободного образа жизни на своей земле и в своей стране.

Почему Иисус постится сорок дней? Потому что в этот момент происходит рождение нового Израиля, примирившегося с Богом. Народа, у которого Закон написан в сердцах, а не на каменных скрижалях.

Здесь будет небезынтересным провести параллель между Иисусом и Моисеем. Когда Моисей уводил свой народ в пустыню, чтобы принести жертвы Богу, фараон был сильно этим недоволен. Он терял дешёвую рабочую силу. Когда Иисус начинает свою «освободительную миссию», так же появляется персонаж, который недоволен Его действиями.

С шестидесятых годов прошлого века стало модным трендом утверждать, что никакого дьявола не существует, что это просто персонализация мирового зла и отрицательных качеств, живущих в каждом человеке. Смешные чертики с рогами и вилами наводнили мультфильмы и книжки. Сатана стал восприниматься как средневековый мифологический персонаж, не столько опасный, сколько забавный.

И такой подход не особенно вяжется с тем, что изложено в Писании. Ведь не зря же апостол Павел напоминает, что наша борьба не против крови и плоти. Как только мы перестаем воспринимать своего врага всерьез, перестаем понимать его цели и стратегию, мы начинаем нести потери.

Тактика дьявола проста и строится на трех «китах», которые мы видим в искушениях Христа в пустыне. «Темный властелин» начинает всегда с самого простого и понятного, с хлеба. Это – символ всего, что поддерживает наше физическое существование. Он стремится убедить нас, что удовлетворение наших материальных потребностей и является истинным смыслом и целью человеческой жизни. Борьба за процветание неотделима от жажды власти. И так приходит второе искушение. Стремясь возвыситься, мы довольно быстро забываем, что истинная власть – в служении. Мы ищем поклонения и славы, и тем самым затмеваем собой Бога. Мы словно бы отодвигаем Его на второй план, в массовку, которая призвана подчеркнуть наши достоинства и красоту нашей игры.

Иисус показывает нам, как выиграть в этом сложном борцовском поединке. Стремление к материальным благам не утоляет нашей духовной жажды, и мы ищем новых и новых удовольствий, не насыщаясь. Смиренное служение переламывает хребет гордыне и помогает нам обрести новые ценности в жизни. А благоговение перед Богом, поиск Его любви учит нас побеждать соблазнительные искушения магией и суевериями. Меч духовный, которым становится для нас Слово Божие, разит без промаха, вскрывая ложь врага рода человеческого.

Для чего нам нужны это сорок дней поста? Для того, чтобы подобно мудрому военачальнику выстроить свой план и стратегию, чтобы увидеть в своих позициях слабые и сильные места. Молитва, пост, смиренное служение, чтение Священного Писания и Евхаристия – вот наше оружие. И если мы воспользуемся им разумно, то оно поможет нам не только отразить атаки противника, но и построить новый мир. Мир Духа. Направляющего наше сердце к свободе.

ТАУ

для друку для друку