Первый раз в первый класс! Советы психолога

Иллюстрационное фото, psyinst.moscow

Наступило 1 сентября, и многие родители уже отправили своих детей в школу. Но, как бы странно ни звучало, родители тоже нуждаются в подготовке «к школе», особенно когда речь идет о родителях будущего первоклассника. И первый совет будет таким: не паникуйте и будьте спокойны! Я не единожды говорила и напомню еще раз, что дети очень чувствуют эмоциональный фон родителей и достаточно быстро реагируют на любые изменения ваших эмоциональных состояний.

Этап поступления в школу, безусловно, волнительный и не будет лишен трудностей, но вы обязательно справитесь! Важно помнить, что вашему ребенку, как никогда ранее, нужны спокойные и поддерживающие его родители как основа и гарант успешной адаптации к новому жизненному этапу – этапу школьной жизни. Надеюсь, что информация, которую я дам вам сегодня, положит начало вашего спокойствия.

Под школьной адаптацией подразумевается умение ребёнка приспособиться к новому коллективу одноклассников, правилам и нормам поведений, взаимоотношениям в классе и с учителем. Замечу, что адаптация к школе проходит индивидуально и в целом может длиться от 2-3 недель до полугода. Продолжительность зависит как от личностных особенностей ребенка и степени его готовности к школьному обучению, так и от сложности школьной программы.

Признаками успешной адаптации могут выступать:

Хорошее настроение у первоклассника, когда он идет в школу и когда возвращается домой. Если он веселый и жизнерадостный, не говорит, что без школы было лучше, – это хороший знак.

Самостоятельное решение возникающих проблем, например, ребенок знает, где находится туалетная комната, самостоятельно переобувается и раздевается/переодевается, в случае необходимости обращается к взрослым за помощью.

Новые знакомые и друзья (в том числе и учитель), о которых он с удовольствием рассказывает дома.

Хорошее физическое состояние: крепкий сон, отсутствие частых простуд и жалоб на различного рода недомогания.

Интерес к учебе, когда ребенок знает, что в школе важны не перемены, а уроки. Готовность учиться, несмотря на возникающие трудности.

Думаю, многие могут мне возразить, что, ориентируясь на данные признаки, рисуется уж просто идеальная картинка. И я соглашусь с этим, но при этом отмечу, что большинство первоклашек вначале испытывает восторг от школы и активно проявляет к ней интерес. Поэтому перечень признаков на первоначальном этапе школьной жизни вполне оправдан.

Чем мягче пройдёт адаптационный период, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, его успехи в учебе и отношения со сверстниками. Психологический настрой очень важен для первоклашек, и родителям важно помочь ребёнку безболезненно пройти этот непростой жизненный период.

И те рекомендации, которые я дам ниже, в первую очередь, направлены на поддержку ребенка в процессе привыкания к школе. Для родителей же они послужат, скорее, гарантом спокойствия и ощущения подконтрольности ситуации с появлением в их семье школьника. Ведь не зря говорят: «Спокойные родители – счастливые дети!» И мне кажется, в этом есть доля правды.

Итак, что важно сделать перед школой и когда школьные занятия начнутся?

Иллюстрационное фото, studyevent.ru

Обязательно соблюдать режим дня. Если до школы у вашего ребенка не было четкого распорядка дня, то самое время этим заняться. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе (особенно в первое полугодие) целесообразно сохранить также и дневной сон. Если ребенок сильно утомляется (ведь нервная система по-разному реагирует на изменения образа жизни), позвольте ему поспать час после возвращения из школы. А для того чтобы ребенку было интереснее придерживаться установленного нового режима дня, можно сделать вместе с ним красочный плакат, где будет весело все расписано. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. Ребенок должен понимать, что школа – это не что-то трудное, а новая часть его жизни.

Хорошо, если утро первоклассника (да и любого ребенка) начинается с теплых слов и внимания родителей. Не стоит подгонять и торопить ребенка при сборе в школу. Если вы знаете, что ваш ребенок тяжело встает по утрам, запланируйте лишние 10-15 минут для подъема. Ведь правильно рассчитать время для сбора в школу – это задача взрослых.

Подготовить к учению. Как говорил советский психолог Л.А. Венгер, «быть готовым к школе – значит не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…» И с этим сложно не согласиться. Поэтому любое поощрение любознательности должно только приветствоваться. Выучите названия времен года, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, определяйте их особенности и назначение, развивайте связную и грамотную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Развивайте мелкую моторику рук ребенка с помощью рисования, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок. В последующем это поможет легче освоить навык письма.

Постарайтесь организовать отдельное рабочее место первоклассника. Желательно рабочее пространство организовывать так, чтобы школьные принадлежности располагались не на расстоянии вытянутой руки. Это важный момент, так как в процессе занятий ребенку необходима двигательная активность, а если необходимые вещи будут находится далеко, это будет лишним поводом, чтобы переключиться на двигательную активность (встать, дотянуться до чего-либо, перейти в другую часть комнаты и т.д.). Ко всему прочему наличие рабочего места поспособствует лучшему осознание нового статуса – статуса школьника.

Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в каких-либо общественных местах. Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку с собой туда, где много людей, или проехаться в общественном транспорте.

Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.

Важно научить ребенка выражать свои потребности словами. В школе его не поймут с полуслова или по выражению лица.

Не пугайте школой. Иногда родители вспоминают при ребенке, какой для них школа была ужасной. Следует помнить, что каждое ваше слово ребенок воспринимает как правду и, соответственно, в это верит. Лучше всего рассказывать позитивные истории из своей школьной жизни.

Приучайте выполнять задания самостоятельно, не требуя постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель не всегда может уделить одинаковое внимание каждому ученику. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.

Приучайте будущего первоклашку спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня различные занятия, при этом чередуя спокойные с подвижными, активными. Так ребенок усвоит, что есть время занятий и определенное, «шумное» время. Тогда он будет способен и в школе дождаться перемены.

Если до школы ваш ребенок не посещал какие-либо кружки и секции, то не стоит записывать его туда сразу после наступления школьного периода. Главная задача первоклассника – адаптироваться к школьной жизни. А всё остальное стоит ненадолго отложить.

Интересуйтесь у первоклассника не тем, как он сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда малыш боится, что за полученные результат (отметки в первом классе пока не ставят) его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки и неудачи. Постепенно это сформирует навык вранья.

Не обижайтесь, если ваш первоклассник говорит вам, что правы не вы, а учитель. Это хороший признак и нормальный процесс, когда значимость родителя снижается, а «на пьедестал» ставится учитель. Так ребенок овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.

Не лишайте малыша возможности лишний раз полюбоваться на себя с портфелем за спиной. Очень важно, чтобы ребенок не только примерял его, а еще и освоил пространство портфеля – все его отделения, кармашки и застежки. И тогда простой инструкции – «Здесь у тебя лежат тетрадки, а здесь карандаши» – недостаточно. Лучше, чтобы первоклассник сам определил, что и где у него будет лежать, а также потренировался несколько раз класть и доставать вещи из школьной сумки.

Надеюсь, эти несложные в выполнении рекомендации помогут вам с легкостью и радостью шагнуть навстречу яркой и интересной школьной жизни!

Марина Ткач, психолог

для друку для друку