Открыть Библию на «случайном» месте

Один из способов получения Слова Божьего — это открыть после молитвы Библию на «случайном» месте. Может ли дьявол смущать, обманывать верующего в этом случае, подсовывая ему «пророчества», если верующий относится легкомысленно к этому и ищет каких-то пророчеств или знаков от Бога, или еще в каком-то случае? Например, ежедневно в течение долгого времени «подсовывать» разные места из Ветхого и Нового заветов, говорящих о Втором пришествии и тому подобное.

Вопрос о получении Слова Божьего посредством «случайных» мест очень интересен, поскольку эта практика, имеющая место среди верующих и распространенная даже в некоторых общинах, нередко вызывает сомнения, а отношение к ней среди пастырей бывает диаметрально противоположным. Насколько уместно и правильно искать в Священном Писании непосредственный ответ на собственные нужды и вопросы? Не является ли такая практика искушением Господа?

Действительно, Библия – это не волшебная книга, но откровение Бога людям. Это откровение постепенно, оно происходит внутри целой истории. Эта долгая и трудная история имеет своей кульминацией Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради нас. Библия представляет собой историю спасения, откровение любви между Богом и Его народом. Безусловно, перечитывать фрагменты этой истории, пусть даже и случайные, — это хорошее дело, но всё должно происходить с верой и с осознанием вышесказанного: нужно помнить, что каждая строка Библии является частью единого целого, которое нельзя раздроблять. В противном случае поиск ответов уподобляется суеверию. Поиск ответов на случайно открытой странице обычно относят к разновидности искушения Бога, то есть попытке склонить Его к тому, чтобы Он проявил Себя посредством наших, человеческих, средств. Кроме того, есть риск, что мы истолкуем строку из Священного Писания именно так, как хочется нам.

Чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвой и осуществляться в единении с Церковью. При необходимости для его истолкования нужно прибегать к помощи собственного приходского настоятеля или другого знающего человека. Существуют различные одобренные церковными властями пособия, которые помогают читать Библию в определенном порядке (причем эти схемы могут быть разными в зависимости от контекста, от категории читателей и т.д.), в них предлагаются краткие комментарии. Но для всей Церкви существует единый порядок библейских чтений на литургии: именно он в первую очередь должен служить путеводителем на каждый период литургического года и жизни верующего.

Те, кто прибегают к практике поиска ответов на случайно открытой странице Библии, хотят распознать волю Бога в своем конкретном случае. Но когда мы ищем волю Господа, никогда нельзя пренебрегать общими критериями рассудительности.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в жизни многих святых, а может быть, и наших знакомых, именно случайное слово из Библии сыграло решающую роль для обращения или для распознавания собственного пути. Святой Августин, например, услышал голос, который повторял: «Возьми и читай». И поскольку в тот самый момент он мучился проблемой жизненного выбора, он воспринял этот голос как послание свыше, как наитие Святого Духа, открыл Священное Писание и сразу же наткнулся на известную фразу: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13,13).

Поэтому, несомненно, Вы правы в том, что данный способ получения Слова Божьего может привести к искушениям, к смущению и обману. Чтобы избежать этого, повторяем, нужно помнить, что Слово Божье – это откровение Бога Своему народу на протяжении всей истории спасения и что толкование прочитанного не может быть произвольным.

Радио Ватикана

для друку для друку