«Основы семейной жизни»: кто, когда и как будет их преподавать. Комментарии специалистов

В новом учебном году белорусские старшеклассники смогут посещать факультатив «Основы семейной жизни». Необходимость введения такого курса связана с большим количеством разводов и сложной демографической ситуацией в стране.

Программа была презентована в ноябре минувшего года на международном форуме «Святость материнства». Представлявшая её декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М. Tанка В.В. Мартынова, рассказала, что опрос старшеклассников показал, что 41% учащихся положительно относятся к незарегистрированным отношениям, 48% — нейтрально, и только 11% — отрицательно. Цель нового курса — формирование ценности семьи, рождения и воспитания здоровых детей.

Старшеклассникам будут рассказывать о психофизиологических особенностях юношей и девушек, культуре отношений меж полами, репродуктивном здоровье, особенностях добрачных отношений,  на что обращать внимание при выборе супруга, как организовать семейный быт, распределять семейный бюджет, создавать в доме уют, делить семейные обязанности, как выходить из конфликтных ситуаций и др.

Специалисты говорят, что на занятиях скучно не будет, т.к. предусмотрены разнообразные формы работы: уроки-проекты, уроки-диалоги, круглые столы, дискуссии, тренинги, встречи с экспертами (ветеранами семейной жизни).

«Преподаватель курса должен чётко знать, в каких семьях воспитываются его ученики, чтобы быть корректным в высказываниях и не обидеть учащихся», — считает В.В. Мартынова.

Национальным институтом образования  подобный курс был разработан ещё в 2012 году и назывался «Подготовка к семейной жизни». Программа была рассчитана на один год обучения, на неё отводилось 32 учебных часа. Курс «Основы семейной жизни», в отличие от предыдущего, рассчитан на 3 года, и охватывает 9-11 классы средней школы. Он гораздо подробнее предыдущего.

Программа курса разработана, совсем скоро выйдет и учебник, но есть проблема: предмет будет преподаваться факультативно, возможно, его вынесут на 6 школьный день.

«Надо добиваться того, чтобы курс стал обязательным предметом, иначе большая работа разработчиков и учителей будет минимизирована», — комментирует семейный  психолог Екатерина Шевелёва.

В России, где соответствующий курс уже апробирован в ряде регионов, столкнулись ещё с одной проблемой: дефицитом кадров.

«Очень трудно найти для этого предмета действительно заинтересованных педагогов, которые были бы вовлечены в преподаваемый материал и разделяли позицию авторов», — говорит организатор российского проекта «Ресурсно-методический центр «Семья и школа»» Мария Филина, по инициативе которой в Волгограде уже началась апробация курса «Tрадиционные семейные ценности» для 5-8 классов.

Как рассказал председатель научного Совета РАО по вопросам семьи и детства А.А. Реан, в России рассматривается вопрос о переподготовке учителей на базе институтов повышения квалификации и даже открытии специальных кафедр при региональных университетах. В ближайших планах – создание интернет-ресурса по семьеведению — своего рода методической копилки для педагогов.

В Беларуси же, как рассказала В.В. Мартынова, разрабатывается цикл вебинаров, которые будут размещены на сайте  Национального института образования.

Ожидается, что факультатив «Основы семейной жизни» будут преподавать педагоги-психологи, социальные педагоги и заинтересованные в теме учителя-предметники.

Анна Галковскаяpro-life.by

для друку для друку