Обеспечено ли спасение, если регулярно исповедоваться и причащаться?

ispovedЕсли регулярно искренне исповедоваться и причащаться, обеспечено ли спасение в таком случае? Хочет ли Бог, чтобы мы были уверены в своем спасении? В разных объявлениях Богородица и Иисус гарантировали людям спасение, если будут почитать, например, медальон Непорочного Зачатия и образ Божьего Милосердия. Не противоречат ли эти обещания учению Церкви? И как не впасть в крайности, например, слишком большую уверенность или отчаяние в спасении, и что это такое?

Наша уверенность в спасении основана на воле оставаться верными Господу и на надежде, что мы сохраним эту верность до конца дней. Разумеется, спасение, даруемое Богом через Сына Его Иисуса Христа, нельзя рассматривать в терминах «гарантии». Это противоречило бы свободе человека, созданного по образу и подобию Бога. Какую бы благочестивую практику ни совершал верующий, он всегда свободен в своей воле, а человеческие страсти и внешние обстоятельства могут сыграть с ним злую шутку. Если бы это было не так, то подобные обещания, данные в различных частных объявлениях Матерью Божьей и Иисусом Христом, были бы не чем иным, как суеверной и даже магической практикой: я что-то делаю – и в ответ мне должно быть даровано спасение в силу некоей «гарантии».

К сожалению, такой взгляд может быть присущ и в отношении Таинств. Разумеется, Таинства Примирения и Евхаристии даруют человеку спасительную благодать. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин 6,51), — сказал Господь. То же самое Он сказал в отношении Таинства Примирения: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23). Таинства являются обычным путем спасения. Но Бог никогда не заменяет Собой нашу свободу.

Когда в различных частных откровениях звучит призыв Господа и Богородицы совершать те или иные практики благочестия, разумеется, это не означает, что они заменяют Таинства. Почитание медальона Пресвятой Девы Марии или образа Божественного Милосердия не заменяют собой Таинства, но являются дополнительными средствами, которые должны побудить человека встать на обычный путь спасения, а он проходит через Таинства. Например, образ Божественного Милосердия наводит на размышления о том, в чем заключается милосердие Бога, открытое нам в Священном Писании. Слово Божье подтверждает, что милосердие Бога предполагает наше желание встать на путь милосердия, признавая свой грех и стремясь к примирению с Богом и Церковью.

Наша вечная участь зависит прежде всего от того, находимся ли мы в состоянии благодати в последнее мгновение нашей жизни. В состоянии благодати в конце жизни может оказаться благодаря искреннему покаянию даже самый закоренелый грешник, никогда прежде не приступавший к Таинствам, и он будет спасен, подобно благоразумному разбойнику. И наоборот: человек, всю жизнь регулярно приступающий к Таинствам, в конце жизни может оказаться лишенным благодати из-за тяжкого греха. Конечно, регулярные Таинства и постоянное стремление к добродетельной жизни укрепляют человека на пути святости и подготавливают его к доброй кончине в состоянии благодати. Но не случайно святой Апостол Павел предупреждает: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор 10,12).

Отчаяние в спасении, то есть неверие в возможность спасения, означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. В одном из видений святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего Милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».

Что касается «слишком большой уверенности в спасении», о которой спрашивает автор вопроса, — это, наверное, не очень удачное словосочетание. Христианин должен быть безмерно уверен в спасении, совершенном Господом нашим Иисусом Христом, — на этой уверенности, собственно, и зиждется наша вера. Вероятно, вы имели в виду уверенность в спасении, не предполагающем никакого личного участия, никакого ответа. Это противоречит нашей вере, противоречит неотъемлемой свободе, которой наделил всех нас Бог, противоречит основным истинам о вечной участи человека, противоречит Божественному откровению, включающему учение о пути, который ведет к общению с Богом. Как не впасть в эти крайности? Укрепляя свою веру чтением Слова Божьего, питая свою духовную жизнь молитвой, приступая к Таинствам, распознавая волю Божью в повседневной жизни и доверяя Господу как Отцу, Который никогда нас ни к чему не принуждает и Который всегда стучится в наше сердце и готов принять Своего заблудшего сына.

Радио Ватикана

для друку для друку