О высказываниях Папы в области политики

Как известно, высказывания Папы Римского в вопросах веры являются безошибочными. А что можно сказать о советах и высказываниях Папы Римского в области политики? Обладают ли они такой же силой? Имеет ли он право одновременно заниматься политикой и религией?

В последнее время все чаще встречаются в прессе высказывания священников на политические темы. Очень часто слышны обращения из Ватикана к главам различных правительств (в частности, о беженцах), которые влияют на политическую жизнь в мире. Не боится ли Ватикан, активно участвуя и вмешиваясь в политическую жизнь государств, потерять финансирование от католиков всего мира?

Это письмо – точнее, два письма, — содержит в себе несколько вопросов. Попробуем упорядочить их и ответить поочередно.

Итак, первый вопрос – о высказываниях Папы в области политики. Разумеется, они не относятся к сфере безошибочного учительства в области веры и морали, провозглашаемого ex cathedra. Перед Церковью не стоит задача оценивать те или иные политические процессы, если только речь не идет об их религиозных и нравственных следствиях. Церковь сама не предлагает политических программ, не защищает тот или иной политический режим: она старается способствовать созданию условий для своей духовной задачи, и эти условия – мир и свобода. Поэтому Святейший Престол не вступает ни в какие международные организации, но имеет там своих постоянных наблюдателей с правом высказываться с точки зрения социального и нравственного учения Католической Церкви. Святейший Престол имеет свои дипломатические представительства во всем мире, однако их функция – это прежде всего связь между поместными Церквами и Апостольским Престолом.

Бог действует в жизни людей, в жизни каждого человека, но также и внутри исторических процессов народов и наций, какими бы сложными и запутанными они ни были. Политика – это сфера человеческой жизни, а значит, она является частью истории спасения. Поэтому несправедливо противопоставлять «политику» и «религию».  Для Папы Франциска основной политической категорией является милосердие. Это значит, что никого и ничего нельзя считать окончательно потерянными в отношениях между нациями, народами и государствами.

Вспомним письмо Папы Бергольо президенту Путину, с которым он обратился к нему по случаю саммита «Большой двадцатки» в Санкт–Петербурге в 2013 году: «С сожалением и болью приходится констатировать, что с самого начала конфликта в Сирии в действие вступило слишком много корыстных интересов, фактически препятствуя поиску решения, которое позволило бы избежать бессмысленной бойни, разворачивающейся в настоящее время. Лидеры государств G20 не могут оставаться равнодушными к драматической ситуации, в которой уже слишком долго живет возлюбленный сирийский народ и которая грозит принести новые страдания столь истерзанному и нуждающемуся в мире региону. Ко всем присутствующим на саммите лидерам и к каждому из них я обращаюсь с искренним призывом, чтобы они помогли найти пути для преодоления столкновений и оставили всякое тщетное притязание на военное решение». Как мы видим, речь идет о призыве ко всем. Можно ли противопоставлять в данном случае политику и религию, если вопрос касается ситуации конкретных людей, которые страдают? Суть подобных «политических» воззваний – это просто напоминание о неоспоримых ценностях, которые должны вдохновлять общественную жизнь: мир, примирение, диалог, общее благо, достоинство человека (как, например, в случае призывов не оставлять без внимания тяжелое положение беженцев). Это никоим образом не противоречит духовному служению, поскольку взывает к совести человека, к самой сокровенной сфере, к сердцу, в которое вписано вложенное Богом стремление к этим ценностям.

Вторая часть вопроса – «не боится ли Ватикан, активно участвуя и вмешиваясь в политическую жизнь государств, потерять финансирование от католиков всего мира?» — это на самом деле утверждение, что Ватикан «вмешивается в политическую жизнь государств». В качестве аргумента в пользу этого утверждения приводится факт «высказываний священников на политические темы». Во-первых, следует уточнить, что отдельные священники не имеют отношения к Государству Граду Ватикану, если они не являются уполномоченными представителями Римской Курии и дипломатических ведомств Ватикана. Во-вторых, несправедливо обвинять Ватикан в том, что он действует в соответствии с некими финансовыми интересами и высказывается так или иначе ради того, чтобы не потерять финансирование от католиков той или иной страны. Это противоречило бы миссии Церкви и миссии самого Града Ватикана, который был основан как отдельное государство именно с той целью, чтобы иметь полную независимость от всех государств мира и беспрепятственно высказываться в области веры и морали, не будучи обусловленным никакими политическими интересами.

Радио Ватикана

для друку для друку