Может ли священник отказать в исповеди, если кающийся не понимает его языка?

spowiedz_kratkaМожет ли священник отказать в исповеди, если кающийся не понимает его языка? Недавно я оказался в ситуации, когда нуждался в исповеди, но ни один священник не говорил на моем языке и ни один не согласился принимать исповедь.

Перечисление смертных грехов является основным элементом Таинства Покаяния. Священник, который в этом Таинстве выступает врачевателем и судьей, не может исполнить надлежащим образом эту роль, если не понимает сказанного, поскольку он в таком случае не знает, какие грехи отпускает и что именно следует врачевать. «В каком бы качестве не рассматривалось это Таинство, — гласит апостольское увещание «Reconciliatio et Paenitentia» святого Папы Иоанна Павла II, — как милосердный суд или как место духовного исцеления, оно требует знания сердца грешника, чтобы можно было судить и отпускать грехи, исцелять и врачевать. Именно по этой причине Таинство включает полную и искреннюю исповедь грехов со стороны грешника. Поэтому она имеет разумное основание и осуществляется не только из аскетических соображений (для упражнения в смирении), но принадлежит к самой природе Таинства (31)».

Это учение воспроизведено также в motu proprio «Misericordia Dei» (2002), где упоминается о Тридентском соборе и продолжающейся традиции: «необходимо в силу Божественного права исповедовать все отдельные смертные грехи. Церковь всегда видела четкую связь между судом, вверенным священникам в этом Таинстве, и необходимостью для кающихся излагать собственные грехи, за исключением случаев, когда это невозможно».

Вот на это последнее утверждение следует обратить внимание, отвечая на наш вопрос. «Когда это невозможно»: в эту категорию можно включить и ситуацию, когда священник и кающийся не понимают языка друг друга. Это тот случай, когда в наличии физическая невозможность изложить свои грехи. Нравственное богословие относит к категории физической невозможности следующие обстоятельства: отсутствие сил, то есть ситуацию, когда кающийся не имеет физической возможности завершить Исповедь, или, например, сам священник чувствует, что его оставляют силы; отсутствие времени, например, в случае стихийного бедствия или внезапной опасности, — в этом случае исповедник должен призвать кающегося (или кающихся, которые не успевают приступить к Таинству) сожалеть о своих грехах и дает им отпущение; из-за проблем, связанных с речью, — например, в случае немого человека, глухого, который не в состоянии отвечать на вопросы священника, а также когда кающийся не знает языка исповедника.

Поэтому священник, не знающий языка кающегося, не должен отказывать в отпущении грехов. Вспомним слова Папы Франциска к исповедникам, которых он призвал не ограничивать себя языком слов, но учитывать и «язык жестов: некоторые не могут говорить, но жестом выражают покаяние и сокрушение» (Аудиенция 4 марта 2016 года).

В таком случае кающийся может получить отпущение грехов и приступать к Святому Причастию, а в следующей Исповеди, у священника, понимающего его язык, должен перечислить те грехи, которые не были названы в предыдущей Исповеди, поскольку само по себе это перечисление относится, согласно церковному учительству, к Божественному праву и поэтому Церковь не может от него освободить.

Радио Ватикана

для друку для друку