Когда и как был отменён запрет для женщин исполнять служение чтеца?

3376Энциклика Christifideles laici в пункте 23 прямо запрещает женщинам совершать служение лектора. Однако на практике мы часто видим, что женщины читают во время Месс чтения (даже во время торжественных Месс в Ватикане, которые транслируются на весь мир). Когда и как был отменен этот пункт энциклики?

Christifideles laici – это не энциклика, а постсинодальное апостольское увещание, то есть послание, составленное Святейшим Отцом на основе предложений Синода Епископов как результат его работы. Christifideles laici – это плод деятельности Синода Епископов на ассамблее 1987 года, посвященной «Призванию и миссии мирян в Церкви и в мире».

Поэтому в 23-м параграфе документа мы находим упоминание о Синоде и изложение сути дискуссий, прозвучавших на ассамблее:
«Во время работы Синода Отцы посвятили немало внимания чинам чтецов и аколитов, — читаем в тексте апостольского увещания. – В то время как в прошлом эти виды служений существовали в латинской Церкви только как духовные этапы на пути к священному служению, вместе с motu proprio Папы Павла VI «Ministeria quaedam» (15 августа 1972 года) они обрели самостоятельность и постоянство, равно как и возможность быть доверенными мирянам, хотя лишь только мужчинам. То же положение вещей закреплено и в новом Кодексе канонического права. Отцы Синода выразили желание, чтобы motu proprio «Ministeria quaedam» было пересмотрено, учитывая обычаи поместных Церквей, и прежде всего для указания критериев, согласно которым должны избираться те, кто предназначается для этих видов служений».

Итак, как мы видим из текста, речь здесь не идет о запретах. Наоборот, присутствует ссылка на документ 1972 года, положения которого Отцы Синода предлагают пересмотреть в соответствии с обычаями поместных Церквей. В одном из распространенных переводов этого документа на русский язык говорится не об «обычаях», а о «нуждах», однако в оригинале упоминаются именно «обычаи». Как известно, Синод созывается по пастырской необходимости, так что можно говорить о тенденциях, о дискуссиях, проходивших на уровне поместных Церквей, — которые постепенно складывались или могли сложиться в обычаи, нуждающиеся в обсуждении Коллегии епископов, в признании и закреплении или, наоборот, в пастырском и доктринальном обосновании запрета.

Попробуем проследить наличие этой темы – женщин в роли чтеца на литургии — в дальнейших документах Церкви. Проходит совсем немного лет, и в 1994 году Конгрегация по богослужениям и дисциплине Таинств публикует окружное послание «Credo doveroso» — с подзаголовком «Женщины и служение при алтаре». Оно интерпретирует 230-й канон Кодекса канонического права. Напомним, что в первом параграфе этого канона говорится о постоянном служении чтеца и аколита, и каноническое право здесь недвусмысленно: это служение относится только к мужчинам-мирянам, viri laici. Во втором же параграфе латинский текст не содержит уточнения «viri». Здесь речь идет не о постоянном служении, а о временном поручении: «По временному поручению миряне могут исполнять на богослужениях обязанности чтеца». Интересно, что в переводе на русский язык Института философии, теологии и истории Св. Фомы 2007 года здесь также уточняется: «мужчины-миряне» (слово «мужчины» заключено в квадратные скобки), — хотя в латинском оригинале такое уточнение отсутствует.

Это дополнение только еще раз подтверждает, что вопрос интерпретации этого канона был актуален, и ватиканская Конгрегация посчитала нужным внести в него ясность.

Итак, цитируем этот документ Конгрегации богослужений и дисциплины Таинств.

«На собрании 30 июня 1992 года Отцы Папского совета по толкованию законодательных текстов проанализировали следующее изложенное им сомнение: «Среди литургических функций, которые могут исполнять миряне, мужчины и женщины, можно ли включить также служение при алтаре?»
Ответ был следующим: «Да, согласно инструкциям, которые даст Апостольский Престол».

Впоследствии Папа Иоанн Павел II на аудиенции, данной 11 июля 1992 года Его Преосвященству монс. Винченцо Фаджоло, архиепископу на покое Кьети-Васто и президенту названного Совета по толкованию законодательных текстов, подтвердил эту интерпретацию и распорядился о её обнародовании».
Далее оглашаются подробности принятого решения. Во-первых, уточняется, что 2 параграф 230 канона «имеет характер разрешения, а не предписания». Поэтому разрешение, данное на этот счет некоторым епископам, не может быть истолковано как обязанность для других епископов. «Каждый епископ в своей епархии, выслушав мнение епископской конференции, вправе благоразумно рассудить о том, как ему поступить, чтобы литургическая жизнь упорядоченно развивалась в его епархии».

«Святейший Престол, — читаем далее в документе, — уважает решение, принятое в силу определенных местных обстоятельств некоторыми епископами, на основании 2 параграфа 230 канона, но вместе с тем Святейший Престол напоминает, что всегда будет весьма уместно следовать благородной традиции служения при алтаре юношей. Как известно, это привело к утешительному развитию священнических призваний», — констатируют авторы документа.

И, наконец, третий пункт, который больше всего нас интересует: «Если в какой-либо епархии на основании 2 параграфа 230 канона епископ допустит, по определенным причинам, к служению при алтаре и женщин, это нужно будет наилучшим образом объяснить верующим, в свете процитированной нормы и обращая их внимание на то, что она уже имеет широкое применение, поскольку женщины очень часто исполняют служение чтеца на литургии, и им может быть поручено преподавать Святое Причастие как чрезвычайным служителям Евхаристии».

В конце документа еще раз звучит напоминание о том, что речь идет о временных служениях, а не о постоянном служении чтеца и аколита, о котором идет речь в 1 параграфе 230 канона.

Обратим внимание на одну деталь: в официальном документе Ватикана уже упоминается о том, что служение чтеца женщины исполняют «очень часто». То есть такая практика на тот момент уже существовала и не вызывала возражений со стороны Святейшего Престола.

В 2008 году в Ватикане проходил Синод Епископов на тему «Слово Божье в жизни и миссии Церкви». Среди 55 итоговых предложений Отцов Синода, представленных Папе Бенедикту XVI, было также «Женщины и служение слова». В нем предлагалось открыть доступ женщинам к постоянному служению чтеца. Напомним, что итоговые предложения ассамблеи Синода включаются в список только если они достигают одобрения двух третей голосов. Таким образом, служение женщин-чтецов не только обсуждалось, но и одобрялось значительной частью епископата.

Итоговое предложение (пропозиция) звучало так: «Отцы Синода признают и поощряют служение мирян в передаче веры. В особенности женщины в этом смысле играют незаменимую роль, прежде всего в семье и в катехизации. В самом деле, они умеют побуждать к слушанию Слова, к личным отношениям с Богом, передавать смысл прощения и евангельского общения».

«Было бы желательным, чтобы служение чтеца стало доступно и женщинам, так чтобы в христианской общине признавалась их роль благовестниц Евангелия», — добавляют Отцы Синода.

Теперь только время, процесс распознавания и деяние Святого Духа в Церкви покажут, осуществится или нет это пожелание, очередной шаг для признания роли женщины в жизни христианской общины.

Радио Ватикана

для друку для друку