Капризы нашей памяти, или Я буду помнить все

kaprizyНаша память помогает нам стать теми, кем мы есть на самом деле. От нежных воспоминаний о детстве до лихорадочных попыток понять, где лежат ключи… Память играет жизненно важную роль в каждом аспекте нашего существования. Она даёт нам самоощущение и определяет наш жизненный опыт. Легко представить себе память как шкаф в голове, в котором можно складывать и хранить информацию, пока мы в ней не нуждаемся. Но, на самом деле, это удивительно сложный процесс, который задействует многочисленные участки мозга. Память человека настолько сильна, что ограничить ее какими-либо рамками невозможно. Она феноменальна!

Думаю, многие из вас уже преступили или в скором времени преступят к своим профессиональным обязанностям после летнего отдыха, студенты также очень скоро вернутся в родные стены университетов и начнут посещать занятия. И всех вас в данном случае будет объединять то, что вам придется так или иначе задействовать свою память. Может, конечно, случится и такая ситуация, как в известной всем нам песне – «Что-то с памятью моей стало…».

Действительно, очень часто бывает так, что мы не можем запомнить ту или иную информацию или же мы ее запоминаем, но на очень непродолжительный срок. Именно о забывании и некоторых правилах эффективного запоминания пойдет наш с вами разговор.

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта.

Таким образом, человеческая память выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности.

Как видно из данного нами определения памяти, процесс забывания – неотъемлемая часть данного процесса. Но иногда забывание начинает доминировать над процессами запоминания, сохранения и воспроизведения. И тогда возникает проблема, связанная с запоминанием информации.

Забывание — сложный и неравномерный процесс. Но при всей своей отрицательной нагрузке забывание необходимо для того, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата серьёзными последствиями.

Изучением процесса забывания занимался немецкий психолог Герман Эббингауз. Он исследовал механизмы памяти и с помощью многочисленных экспериментов в 1985 году получил «Кривую забывания», или «Кривую Эббингауза».

Ученый обнаружил, что сразу после первого запоминания, т.е. с момента, когда испытуемый безошибочно повторил серию слов, начинается процесс забывания. Вначале это происходит очень быстро, и спустя один час люди забывают до 60% информации. Через 10 часов – 65%, но далее динамика замедляется. Через шесть дней процесс приостанавливается на значении 20%.

Также в ходе эксперимента выяснилось, что лучше всего человек запоминает информацию или материал, который находится в начале и в конце. В психологии это явление получило название эффект края.

На основе кривой забывания Эббингауз подготовил методику под названием «Запомнить надолго». Методика подходит для любого типа данных: от бессмысленных слогов до произведений величайших писателей, от точных наук до естествознания. Итак, чтобы запомнить надолго, нужно:

  • Сразу после прочтения материала повторите первый раз.
  • Через 20 минут после первого раза – второе повторение.
  • Через 8 часов после второго раза – третье повторение.
  • Через сутки после третьего повторения повторяете четвертый раз.
  • Чтобы запомнить надолго, нужно также повторить еще через 2-3 недели и через 2-3 месяца.

Этот своеобразный алгоритм запоминания является достаточно эффективным и заслуживающим внимания и того, чтобы его использовали в повседневной жизни.

Отмечу, что системы тренировки и улучшения памяти существовали еще в античности. У людей в те времена не было под рукой средств записи, и только хорошая память и системы ее улучшения помогали запоминать нужную информацию. В дальнейшем системы и средства по улучшению памяти получили название мнемонические техники.

Главным принципом любой мнемонической техники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное (звуковое) или, реже, иное чувственное представление, построение ассоциаций для упрощения запоминания.

Я бы хотела предложить вам несколько правил, которые поспособствуют более легкому запоминанию.

Правило внимания. Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Постарайтесь создать вокруг себя тихую обстановку и спокойную атмосферу, чтобы никто и ничто не отвлекало вас от процесса запоминания.

Правило яркости. Лучше всего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.

Правило интереса. Информация, относящаяся к интересам человека, запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.

Правило мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т.д. Тогда информация будет запоминаться значительно надежнее.

Правило деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то и т.п.

Правило понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая – практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.

Правило предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозгу. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков. Поэтому чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминаются новые сведения по этой же проблеме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Значит, чтобы запоминать лучше, нужно помнить больше.

Правило настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего решите для себя, сколько времени вам нужно хранить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его усвоению, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известные вам другие сведения по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда эта информация будет вам необходима: зачет, экзамен, доклад и т.д.

Правило тормозов памяти.  Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее. Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Не запоминайте однотипные данные друг за другом. Так, не следует учить математику после усвоения исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание. Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.

Правило временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.

Правило тематического слоя. Вся информация по сходной тематике хранится в мозгу рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.

  • С увеличением количества повторов в течение дня скорость запоминания практически не увеличивается. Не стоит по 20 раз перечитывать одно и то же.
  • Эффективнее заучивать целиком, чем по частям.
  • Применяйте знания на практике. Тем самым мы запускаем сложный процесс нашего чувственного опыта, ассоциативного мышления и логики. Все это, действительно, способствует запоминанию информации на долгое время.
  • Применяйте метод ассоциаций при запоминании. Ассоциации предполагают наличие в вашем сознании связи между новой информацией (которую вы запоминаете) и старой (которая вам уже хорошо известна). Чем лучше ассоциации, тем крепче информация «сидит» у вас в голове.

И еще хороший ночной сон также может улучшить вашу память и поспособствует лучшему запоминанию.

Способов и приемов запоминания существует огромное множество. Конечно, об изложенных выше нельзя сказать, что они подойдут абсолютно всем, ведь никто же не отменял индивидуального протекания всех психических процессов, в том числе и памяти. Но надеюсь, что описанные в этой статье правила позволят вам более легко и надежно запоминать все, что хочется. Удачного вам запоминания!

Марина Ткач, социальный педагог, психолог

для друку для друку