Каким правилам подчиняется структура чтения Библии на Мессе?

liturgia_slowa

Выбор литургических чтений, указанных в лекционарии для верующих латинского обряда, подчиняется нескольким принципам. В воскресные и праздничные дни верующим предлагаются наиболее значимые тексты, причем таким образом, чтобы литургическая ассамблея в течение определенного периода времени могла услышать все самые важные части Священного Писания.

Для будних дней выбраны тексты, которые как бы приводят к полноте возвещение о спасении, провозглашаемое в праздничные и воскресные дни. Однако эти два ряда текстов – празднично-воскресные и будние – не зависят друг от друга: первый ряд представляет собой трехгодичный цикл (годы А, В и С), а второй – двухгодичный (нечетные и четные годы, например, 2016-й – это четный год). Для чтения на обрядовых Мессах и Мессах в разных обстоятельствах, совершаемых о различных нуждах, а также для дней литургической памяти святых существует собственный порядок библейских чтений.

Чтения в воскресные и праздничные дни

Итак, воскресные и праздничные чтения распределены согласно нескольким критериям. Во-первых, на каждой Мессе провозглашается три чтения: первое – из Ветхого Завета, второе – из Апостола (то есть из новозаветных Посланий и Откровения, в соответствии с литургическим периодом года) и третье – из Евангелия. Таким образом подчеркивается единство двух Заветов и истории спасения, сосредоточенной на Христе и Его Пасхальной тайне.

В воскресные и праздничные дни читаются более объемные отрывки из Священного Писания. Поскольку они распределены согласно трехгодичному циклу, они более разнообразны, нежели чтения в будни, повторяющиеся через каждые два года. Воскресные и праздничные чтения выбираются согласно двух принципам: тематическая согласованность и полунепрерывность. Эти принципы применяются поочередно в разные периоды литургического года.

Тематическая согласованность между чтениями Ветхого и Нового Завета уже представлена в Священном Писании, поскольку учение и факты из Нового Завета отсылают, более или менее очевидно, к ветхозаветным событиям и наставлениям.

lektorzy

Однако этот принцип не применяется ко всем воскресеньям года, поскольку это противоречило бы пониманию литургического священнодействия, то есть совершения тайны Христовой. Благую Весть мы провозглашаем с помощью Слова Божьего, а не рациональных суждений, — чтобы верующие могли прийти к полноте истины.

Чтения в будние дни

Перейдем теперь к порядку библейских чтений в будние дни. В отличие от воскресных, их всего два: первое чтение взято из Ветхого Завета или из Апостола, а второе – из Евангелия. В пасхальное время первое чтение провозглашается из Книги Деяний свв. Апостолов.

Чтения в определенные литургические периоды

В периоды Великого поста, Адвента, Рождества и Пасхи лекционарий каждый год предлагает одни и те же чтения. Для 34 недель рядового времени чтения из Евангелия распределены также согласно годичному циклу. Первое же чтение следует двухгодичному циклу, возобновляясь по четным и нечетным годам.

Остановимся на некоторых книгах Библии, которые читаются в определенные литургические периоды. Книга Деяний свв. Апостолов по традиции, сложившейся не только в Западной, но и в Восточной Церкви, читается в период Пасхи. Таким образом ставится акцент на пасхальной тайне как начале жизни Церкви. Евангелие от Иоанна традиционно читается в последние недели Великого Поста и в пасхальное время. Книгу пророка Исайи, особенно ее первую часть, лекционарий предлагает читать в период Адвента, а некоторые отрывки из Исайи читаются в период Рождества. Это время выбрано и для чтения Первого послания святого апостола Иоанна.

Объем текстов чтений

Что касается объема текстов, то выбрана золотая середина. Читаются как большие тексты, которые обычно внимательно выслушивают верные, так и небольшие, но особенно глубокие по содержанию. Иногда на выбор предлагаются два варианта. На праздничных и воскресных Мессах обычно не читаются те места из Писаний, которые особенно сложны для понимания и истолкования.

Следует добавить, что общие нормы для всей Церкви предусматривают возможность опускать первое или второе чтение на воскресной или праздничной Мессе. Однако это можно делать только с разрешения поместной епископской конференции.

Псалом

Между первым и вторым чтением Литургии Слова исполняется ответный Псалом, указанный в лекционарии. Для Месс, совершаемых о различных нуждах, и для обрядовых Месс Псалом может выбрать священник, предстоятельствующий на Литургии. В своем выборе он должен руководствоваться пастырской пользой для ассамблеи.

Исполняется также стих перед Евангелием, который соответствует содержанию евангельского чтения. Этот стих также может быть выбран священником.

По материалам Радио Ватикана

для друку для друку