Как в предпраздничной суете не потерять Христа?

Вы заметили, что с каждым годом новогодние украшения в кафе и магазинах появляются всё раньше и раньше? При этом рождественское убранство в наших храмах появляется лишь в последнюю неделю Адвента, а во многих монашеских общинах сохранилась традиция украшать дом и ставить рождественские ясли непосредственно утром в Сочельник. Два этих подхода отражают диаметрально противоположный взгляд на праздник.

До прихода к власти большевиков в 1918 году Новый год в России хоть и был светским праздником, но отмечался торжественными богослужениями, в которых духовенство и миряне испрашивали у Бога благословения на наступающий год. При советской же власти Новый год ясно противопоставляется Рождеству и становится абсолютно светским. Празднование Рождества было официально запрещено в 1929 году, в то время как новогодние празднования начинают всячески поощряться властями, понимающими, что нельзя лишить людей праздника, имеющего многовековую традицию, и не дать им никакой альтернативы.

Казалось бы, мы живём в 2016 году. Прошло 30 лет со времен ярого советского атеизма. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» за 2015 год, 72% населения нашей страны относят себя к православным христианам, по центральному телевидению транслируют рождественскую и пасхальную литургии, а политические лидеры публично выражают свою религиозность, посещая богослужения на большие церковные торжества. Мы вроде бы уже заметили разницу между праздником, несущим в себе глубокий смысл, и суррогатом, придуманным для развлечения и, позвольте, для отвлечения. Однако то, что я наблюдаю вокруг себя каждый декабрь, отражает совершенно иное положение дел в нашем обществе.

Мои не религиозные друзья заполонили френдленту многочисленными селфи с уже украшенной дома ёлкой в первые дни декабря. Торговые центры принарядились ещё раньше, а от табличек «новогодние скидки» и «рождественская распродажа» просто рябит в глазах. В супермаркетах люди толпятся вокруг стендов с мишурой, разноцветными гирляндами, кружками со снеговиками и подсвечниками с оленями — нужно успеть купить подарки. Мои младшие сёстры и брат уже заказали подарки Деду Морозу из детского онлайн-каталога, а родители продолжают носиться по магазинам в поисках подарков «от себя».

Фундаментальный закон экономики гласит: спрос рождает предложение. Нам действительно нравится окунаться в эту предпраздничную суматоху, а продавцы и производители рады продлить этот период на лишние пару недель, чтобы выручить больше денег. Подарки и праздничное настроение становятся целью праздника. Единственный смысл Нового года — разложить подарки под нарядно убранной ёлкой и распаковать их утром 1 января.

В то же время Рождество происходит вне зависимости от того, сколько денег мы потратили на подарки, нарядили мы ёлку или нет, пахнет ли в нашем доме мандаринами и горячим шоколадом и есть ли на столе салат «Оливье». Иисус приходит в этот мир, чтобы разделить с нами жизнь и дать нам Своё тело и кровь, не спрашивая, сколько денег мы потратили на подарки и сколько огней сияет на нашей ёлке. Спаситель мира рождается в хлеву, среди животных, в семье беженцев, для которых нет даже места в гостинице. Святые Мария и Иосиф не могут дать Ему ничего из того, что дарят современные родители своим чадам. В эту холодную ночь в Вифлееме они не могут дать Ему даже дома. Бесконечная любовь и нежность — вот всё, что есть у них для младенца Иисуса. А есть ли эта любовь в нас для Него?

В ту ночь пришествие Христа заметили только бедные пастухи и волхвы, которые ждали Его так сильно, что проделали путь из другой страны, чтобы поклониться Ему. Они принесли подарки не потому, что хотели создать праздничное настроение, а потому что есть Тот, Кто родился, Тот, Кто вошёл в человеческую историю, Тот, Кто присутствует. Ждём ли мы Его так же? Желаем ли мы, чтобы Он вошёл и в нашу историю?

Период Адвента, совпадающий с периодом новогодних распродаж и очередей за мишурой, — прекрасный подарок Церкви, которая предлагает нам ответить на все эти вопросы и подготовить наши сердца прежде, чем мы подготовим наши дома, подарки и праздничный стол. Множество красивых традиций Церкви, связанных с этим периодом, помогают нам сконцентрироваться на сути праздника, а не на форме, которую нам хотелось бы создать, и, надеюсь, помогают нам не поддаться безумию предпраздничной гонки. На то же самое направлен и период Рождественского поста у наших братьев православных. И я с огромной радостью и благодарностью смотрю в эти дни на людей, которые живут ожиданием, а не суетой. Они есть. Они вдохновляют меня и напоминают — а моя падшая природа постоянно нуждается в напоминании — о том, Кого я ожидаю, и для чего мне дано это время.

Если мы уже открыли, что наши сердца и весь мир освещает свет рождественской ночи, а не разноцветная ёлочная гирлянда, самое время поблагодарить Бога за это и возвестить этот свет окружающим через нашу любовь, тепло и заботу о них. Это станет лучшей подготовкой для нашего сердца, чем беготня по торговым центрам в поисках ёлочных игрушек и двадцать пятого набора ароматических свечей.

Анастасия Орлова, рускатолик

для друку для друку