Как молиться, чтобы Бог услышал?

kak molitcaРассуждаем, читая отрывок из книги «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» испанского католического священника и богослова Франсиско Карвахала.

Мысленная молитва

1. Необходимость молитвы. Плоды молитвы.

2. Молитва приготовления. Пребывать в присутствии Божьем.

3. Как может нам помочь Общение Святых.

1 В Евангелии [1307 — Мф 6,1–6.16-18] содержится призыв к личной молитве. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…

Господь, поучающий нас таким образом относительно молитвы, Сам придерживался тех же правил на протяжении всей Своей жизни. Евангелия сообщают, что Он часто удалялся в уединенное место для молитвы[1308 — Ср. Мф 14,23; Мк 1,35; Лк 5,16 и др.]. Примеру Иисуса последовали апостолы и первые христиане, а впоследствии – все те, кто желал подражать Учителю. Путь, ведущий к святости – путь молитвы. Молитва должна постепенно прорастать в душе, как малое семя, из которого со временем вырастает дерево с пышной кроной[1309 — Св. Х. Эскрива, Ближние Гопода, 295].

Ежедневная молитва помогает нам хранить бдительность, не поддаваясь козням непрестанно преследующего нас лукавого. Она делает нас сильными в годину испытаний. Она учит нас служить ближним. Она подобна яркому светильнику, освещающему путь. В его свете становятся хорошо видны все острые углы и препятствия. Личная молитва улучшает наш труд.

Молитва помогает нам исполнить наш семейный и гражданский долг. Молитва оказывает решающее влияние на наши отношения с окружающими. Не переставайте молиться, – призывает нас папа Иоанн Павел II. – Молитва – это обязанность. Но, кроме того, молитва – это огромное счастье: ведь молитва – это беседа с Богом через Иисуса Христа [1310 — Иоанн Павел II, Выступление, 14. III. 1979].

Выбор времени и продолжительности мысленной молитвы зависит от решимости воли, раскрывающей тайны сердца. Не должно быть так, что мы молимся, когда есть на это время: надо находить время для того, чтобы быть в распоряжении у Господа, с твердой решимостью – не отнимать у Него этого времени по пути, независимо от испытаний и сухости встречи [1311 — Катехизис Католической Церкви, 2710].

Во время молитвы мы пребываем с Иисусом: этого нам уже будет достаточно. Мы отдаем себя Ему, познаем Его, учимся Его любить. Форма молитвы может быть определена многими обстоятельствами: личной ситуацией, переживаемой радостью, или, напротив – страданием, которое Господь Своим присутствием может преобразить в блаженство. Иногда мы начинаем с размышления над каким-либо фрагментом из Евангелия. При этом мы созерцаем святое Богочеловечество Христа и учимся Его любить (любить можно только то, что хорошо знаешь). В других случаях мы подвергаем анализу свое отношение к труду. Достаточно ли мы его освящаем? Приближаемся ли благодаря ему к Богу?

Как мы относимся к окружающим: членам семьи, друзьям? Можно также воспользоваться какой-нибудь книгой – например, книжкой этих размышлений. Все, написанное в ней, следует соотнести со своей реальной ситуацией. Необходимо почаще повторять какое-либо краткое молитвенное воззвание – одно из тех, что постоянно находятся у нас в памяти. Необходимо взращивать чувства, пробуждаемые в наших душах Святым Духом. Необходимо намечать конкретные цели, касающиеся дел наступающего дня, или возобновлять прежние намерения.

Мысленная молитва требует полного посвящения. Факторы, ее поддерживающие – это благодать, разум и воля. Мысленная молитва возможна лишь там, где имеет место борьба с рассеянностью, где не отвлекаются от главного. Кроме того, она предполагает усилие, необходимое для беседы с Господом.

Сущность всякой молитвы – это как раз сердечная беседа с Господом, созерцание Господа, вслушивание в голос Господа, звучащий в нашей душе. При том мы должны быть постоянно готовы посвятить Богу определенное время, хотя бы усталость валила нас с ног, а душу сжигала духовная засуха.

Если даже наша молитва сводится к простому стоянию на коленях и безуспешной борьбе с рассеянностью, то и в этом случае проведенное таким образом время ни в коем случае нельзя считать потерянным. Молитва всегда плодотворна. От нас требуется лишь одно: приложить все усилия, чтобы молиться, несмотря на рассеянность и духовную сухость. И тогда Иисус не оставит нас без даров Своей благодати. Он весьма щедро воздаст нам за посвященные Ему мгновенья. Всегда
молитесь с верой. Приступая к молитве, предварите ее актом глубокой, истинной веры.

Чем живее наша память о том, что Бог нас видит, что мы находимся в Его присутствии, что мы молимся у Его стоп, что мы касаемся Его Божественного Сердца, тем легче и тем лучше будет наша молитва[1312 — Бл. Урсула Ледуховская, Завещание].

2 Особенно важно сознавать присутствие Того существа, с которым мы намереваемся говорить. Часто характер всей молитвы определяется ее первыми минутами: именно в этот момент мы прилагаем усилия, чтобы войти в близкое общение с Тем, о Котором мы знаем, что Он нас любит, ожидает наших прошений, проявлений нашей любви, с Тем, Кто готов вместе с нами обсуждать гнетущие нас проблемы. Мы можем просто оставаться в Его присутствии, глядя на Него и сознавая, что Он тоже глядит на нас. Если мы, вдохновленные любовью, обратим самое пристальное внимание на эти первые минуты, если мы в действительности почувствуем себя в присутствии Христа, то сумеем освободиться от сухости и от значительной части связанных с молитвой проблем: ведь большая их часть обусловлена как раз рассеянностью, отсутствием подлинной собранности.

Чтобы с самого начала мысленной молитвы почувствовать себя в присутствии Божием, нам необходимо проникнуться определенным умонастроением. Оно поможет нам освободиться от прочих забот. Мы можем сказать Христу: Господь и Бог мой, я от всей души верю, что Ты находишься тут, чтобы выслушать меня. Ты истинно присутствуешь в дарохранительнице в символах Таинства со Своим Телом, Кровью, со Своей Душой и Божеством. Ты также присутствуешь в нашей душе Своею благодатью, будучи источником данных нам свыше мыслей, чувств, стремлений и поступков. (…) Я верю, что Ты меня видишь, что Ты меня слышишь!

Сразу вслед за этим, – продолжает Святой Хосемария Эскрива, – необходимо приветствие: ведь именно так мы начинаем разговор с другим лицом на земле. Бога мы приветствуем, прославляя Его: Я прославляю Тебя с глубоким трепетом! Если же мы когда-то обидели нашего собеседника, плохо с ним обошлись, то необходимо просить прощения. Между тем, именно так мы поступили по отношению к нашему Господу: Я прошу у Тебя прощения за мои грехи; я прошу и о благодати, чтобы мне с пользой провести это время, отданное молитве. Таким образом мы уже молимся, уже находимся в доверительном общении с Богом.

Спросим себя еще: а что бы мы сделали, если бы у важной персоны, с которой мы собираемся говорить, была мама, причем такая мама, которая любит нас? Наверное, мы постарались бы заручиться ее поддержкой, попросили бы ее замолвить за нас слово! В данной же ситуации необходимо призвать на помощь Матерь Божию – и Матерь нашу – Которая очень нас любит: О, Матерь Непорочная! Следует обратиться и к святому Иосифу, названному “отцом Иисуса”. И он может перед Богом немало: Святой Иосиф, отец и господин мой! Следует обратиться и к Ангелу Хранителю, небесному вельможе, которому было поручено помогать нам и хранить нас… Молитесь о нас!

Закончив эту вступительную молитву, насыщенную словами вежливости, принятыми в отношениях между воспитанными людьми, мы можем приступать к самой беседе с Богом. О чем же беседовать? О наших радостях и заботах, о наших трудах, наших стремлениях и страстных желаниях… Обо всем!

Можно также просто сказать Богу: “Господи, вот я перед Тобою как глупец, не знающий, что сказать… Я хотел бы поговорить с Тобой, помолиться, вступить в доверительные отношения с Твоим Сыном Иисусом. Я сознаю Твою близость, но не могу сказать Тебе даже двух слов. Если бы я беседовал со своей мамой или с любимым мной человеком, то говорил бы с ними о том и о сем, а вот с Тобой у меня пока ничего не получается”.

Это и есть молитва…! Сидите у дарохранительницы, подобно собачке у ног хозяина, все положенное время. Я здесь, Господи! Тяжко мне! Я ушел бы прочь, однако остаюсь, потому что люблю, потому что знаю, что Ты видишь меня, что Ты слышишь меня, что Ты улыбаешься мне[1313 — Св. Х. Эскрива, Registro Histоrico del Fundador, 20165].

Рядом с Ним мы, даже толком не зная, что говорить, преисполнимся мира, наберемся сил, чтобы еще более добросовестно исполнять свои обязанности. Тогда и наш крест станет легким: ведь отныне мы несем его не сами: нам помогает его нести Иисус Христос.

3 Независимо от того, где имеет место наша мысленная молитва – у дарохранительницы или где-то еще, – мы, – если только на самом деле любим Господа, – обязаны творить ее и тогда, когда у нас хорошее настроение, и тогда, когда нам трудно, и у нас складывается впечатление, что мы не получаем от нее никакой пользы.

Порой поддержать нас может мысль о том, что наша молитва – это частица общецерковной молитвы, возносимой со всех концов земли. И наш голос присоединяется к хору иных голосов, взывающих к Богу Отцу через Сына в Святом Духе. Во время мысленной молитвы, – продолжает Святой Хосемария Эскрива, – всегда помните о том, что мы – не одни, хотя физически мы и изолированы от других. Существует постоянная живая связь со святыми в Раю, с душами в чистилище и со всеми братьями, еще продолжающими свою земную брань.

Кроме того – и эта мысль для меня весьма утешительна, поскольку здесь я вижу убедительный довод в пользу преемственности Святой Церкви – вы можете соединить свою молитву с молитвой всех христиан во все времена: и тех, кто жил раньше нас, и тех, кто живет вместе с нами сегодня, и тех, кто будет жить после нас в последующие столетия. И воочию переживая чудо Общения Святых – этого несмолкающего гимна во славу Божию – вы будете молиться с большим усилием, с большим доверием, несмотря на возможную усталость или препятствия в виде духовной сухости.

Пусть же вас утешает мысль, что наша молитва соединяется с молитвой современников Христа, с непрекращающимся молитвословием Церкви прославленной, очищающейся и воинствующей и с молитвой всех христиан, которые будут жить после нас. По этой причине…, едва ощутив во время молитвы сухость, сделай усилие и скажи Господу: Боже мой! Я не хочу, чтобы в вечном хоре обращенного к Тебе непрестанного восхваления отсутствовал мой голос[1314 — Там же].

Ежедневная молитва – это начало всякого духовного возрастания, неисчерпаемый источник блаженства. Но для этого необходимо иметь решимость остаться один на один с Тем, Кто нас любит[1315 — Св. Тереза Авильская, Книга жизни, 8, 2], приложить к этому все усилия. Духовная жизнь достигает зрелости по мере достижения зрелости в молитве и отражается в поступках человека, в его труде, в апостольском свидетельстве, в делах воздержания…

Нам следует как можно чаще взывать к Пресвятой Богородице. Мы попросим Ее научить нас разговаривать с Ее Сыном: ведь никто в мире не способен так общаться со Христом, как это делала Его Мать. Рядом с Марией мы непременно увидим Святого Иосифа: сколько же раз приходилось ему беседовать с Иисусом: работая и отдыхая, в пути и в доме, или просто прогуливаясь по улочкам Назарета…

Именно Иосиф провел с Сыном Божиим больше времени, чем кто-либо другой, исключая, разумеется, Марию. Иосиф научит нас общению с Учителем и, – если только мы захотим прибегнуть к его заступничеству, – поможет нам принять твердые, конкретные и ясные решения: лучше работать, избавляться от недостатков характера, быть предупредительными, быть радостными, несмотря на возможное появление неприятностей… Такого рода решения необходимо принимать каждый день.

Sancte Iosepho, ora pro eis, ora pro me! – Святой Иосиф, молись за них (здесь ты бы мог вспомнить конкретных людей, о которых особенно хочешь помолиться), молись за меня.

Устная молитва

1. Необходимость устных молитв.

2. Широко распространенные устные молитвы.

3. Сосредоточение. Борьба с рутиной и рассеянностью.

1 А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, – говорит нам Господь в Евангельском чтении [1316 — Мф 6,7-15]. Иисус хочет, чтобы Его ученики отказались от ложных, хотя и весьма распространенных среди иудеев того времени представлений: для того, чтобы Бог тебя услышал, следует молиться очень долго.

Кроме того, Иисус учит обращаться к Богу просто и доверительно, подобно ребенку, беседующему с отцом. Устная молитва весьма угодна Богу, однако для этого она должна быть подлинной, настоящей молитвой. Слова должны выражать то, что чувствует сердце. Недостаточно просто произносить затверженные формулы: ведь Бог не удовлетворится одним только внешним Его почитанием; Ему нужно наше сердце [1317 — Св. Киприан, Трактат об ”Отче наш”].

Устная молитва – это простое и эффективное, необходимое и соответствующее нашей ситуации орудие, с помощью которого можно пребывать в присутствии Божием в течение всего дня. Кроме того, в устной молитве мы выражаем свою любовь к Богу и открываем Ему свои нужды.

Согласно свидетельству сегодняшнего Евангелия, наш Господь восхотел оставить прекрасную устную молитву – Отче наш. В ней в немногих словах выражено все, о чем только человек может просить Бога[1318 — Св. Августин, Проповедь 56]. На протяжении веков эту молитву возносили к престолу Господню. Она давала надежду и утешение множеству людей в самые разные времена и в самых разных жизненных обстоятельствах.

Отказаться от устной молитвы – значит чрезвычайно обеднить свою духовную жизнь. Зато использование устных молитв – порой, весьма кратких, но исполненных живой любви к Богу – облегчает встречу с Господом среди дневных трудов, на улице. Мы начинаем наш путь с молитв, произносимых вслух, которые многие из нас повторяли с детства. Это простые и искренние слова, обращенные к Богу и Пресвятой Богородице – нашей Небесной Матери.

До сих пор каждый день, утром и вечером я повторяю эту молитву жертвенной преданности, которой меня научили мои родители: “О Мария, о Мать моя! Я отдаю Тебе всего себя. И в доказательство моей сыновней любви я посвящаю Тебе сегодня мои глаза, мои уши, мой язык, мое сердце…” Разве это наглядное проявление доверчивой преданности не есть начало созерцательной жизни? (…)

Сначала – одна спонтанная молитва, затем еще и еще одна… и так до тех пор, пока не почувствуешь, что этого уже недостаточно, что слова уже не в силах передать твои духовные переживания… Перед тобой открывается путь интимного общения с Богом. Ты созерцаешь Его без отдыха, но и без устали [1319 — Св. Х. Эскрива, Ближние Гопода, 296]. И Святая Тереза, подобно другим святым, хорошо знала этот, доступный всем без исключения путь к Господу: Я знаю, что многих Бог внезапно вознес от простой устной молитвы (…) к вершинам созерцания[1320 — Св. Тереза Авильская, Путь к совершенству, 30, 7].

Спросим теперь самих себя: насколько мы преданы устной молитве? Сколько раз в течение дня мы произносим такие молитвы? Делаем ли необходимые паузы, чтобы то, что говорится нами Господу, не было непрерывной очередью пустых слов[1321 — R. Garrigou-Lagrange, Les Trois Ages de la Vie Intеrieur]. Прилагаем ли усилия, чтобы избавить нашу молитву от рутины, появление которой обычно означает смерть подлинного благочестия и подлинной любви? Пусть же каждое краткое молитвенное воззвание, каждая устная молитва станет актом любви.

2 Молитва в событиях каждого дня и каждого мгновенья – одна из тайн Царства, открытых “младенцам”, слугам Христа… (…) Важно молитвою “замешивать тесто” простых повседневных ситуаций [1322 — Катехизис Католической Церкви, 2660]. Секрет успеха, достигаемого настоящими христианами – в их молитве.

Они молятся много и хорошо. Именно в молитве – мысленной и словесной – мы обретаем источник посвящения и жертвы. В ней мы находим силы, чтобы превозмочь и посвятить Господу нашу усталость после трудового дня, наши ежедневные небольшие, но может быть героические, поступки…

Один мудрый христианин сказал, что молитва – это пища души и ее дыхание: она приводит нас к доверительному общению с Богом, побуждает нас глубже познавать и еще сильнее любить Его. Подлинное благочестие – это то твердое основание, с которого мы можем видеть мир глазами Бога. Отныне мы правильно оцениваем повседневную суету – как место для упражнения в добродетелях, посвящения Богу хорошо сделанной работы, воздержания в мелочах… Мы “погружаемся в Бога”, даже не вполне сознавая это.

По этой причине молитвой можно считать и достойно выполненную работу, даже если она не сопровождается непосредственно молитвенными формулами и воззваниями. Взгляд на Распятие или на изображение Божией Матери, молитвенное воззвание, краткая устная молитва помогают сформировать определенное душевное расположение, отвечающее состоянию непрестанной молитвы – т. е. требованию, предъявленному Господом устами апостола Павла: непрестанно молитесь [1323 — 1 Фес 5,17].

Часто случается, что мы вынуждены сосредоточиться на том, что в данный момент делаем. Ограниченность нашего ума не позволяет нам одновременно думать о Боге. Но если мы сохраним указанное расположение души – единение с Богом, ощущение того, что все, что делается, делается для Него – то будем молиться непрестанно.

Как тело нуждается в пище, а легкие – в свежем воздухе для дыхания, так и наша душа нуждается в общении с Господом. Сердце обычно изливается в словах, в тех устных молитвах, которым научил нас Бог (“Отче наш…”) или Его ангелы (“Радуйся, Мария Благодатная…”).

В других случаях мы используем освященные временем, порожденные страстью влюбленных сердец литургические молитвы (“lex orandi”), благодаря которым изливалось благочестие многих миллионов наших братьев по вере, например – многие антифоны: Sub tuum praesidium – Под Твою защиту…, Memorare – Помни, Пресвятая…, Salve Regina – Радуйся, Царица…[1324 — Св. Х. Эскрива, Христос проходит рядом, 119]

Многие устные молитвы были составлены людьми (иногда мы знаем их имена, иногда – нет), вдохновленными безмерной любовью к Богу. Церковь хранила и хранит их как драгоценные жемчужины, отданные нам во владение. Для многих из нас они ассоциируются с первыми религиозными поучениями, услышанными от матерей. Они – важнейшая составная часть духовного наследия, дарованного нам ради успешной борьбы с искушениями и трудностями.

Устная молитва происходит от преизбытка любви, а потому прибегать к ней следует как можно чаще: начиная от пробуждения (когда мы посвящаем Богу наступающий день) и кончая отходом ко сну (когда мы делаем заключительное испытание совести).

О, мой Иисус! Спокойной ночи, звонок призывает меня ко сну. О, мой Иисус! Ты видишь, как я изнемогаю от желания спасать души. Спокойной ночи, мой Жених! Я радуюсь, что стала на один день ближе к вечности. Если же Ты позволишь мне завтра утром пробудиться, то я начну день с нового гимна во славу Твою [1325 — Св. Фаустина Ковальская, Дневничок, 679]. Молитва должна литься рекой из наших уст – даже без шуршания слов – и даже в те моменты, которые кажутся неподходящими. Приучайся молиться устно по утрам, пока одеваешься, как малые дети. – Потом, в течение дня, тебе будет легче оставаться в присутствии Божием [1326 — Св. Х. Эскрива, Борозда, 473].

3 Священное Писание сообщает о патриархе Енохе: он ходил пред Богом [1327 — Быт 5,22], т. е. помнил о Нем, веселясь, скорбя, трудясь… Пусть же и с нами все обстоит так же! Пусть же и нам удастся пройти свой жизненный путь вместе с Богом! Настолько близко от Него, настолько живо ощущая Его присутствие, чтобы делиться с Ним всем.

И тогда мы будем принимать каждый лучик света, всякую тень сомнения, появляющуюся в нашей жизни, как дар из Его рук. Тогда мы сердечно поблагодарим Его за все, что Он нам пошлет. Тогда мы будем безоговорочно послушны даже дальнему отзвуку Его голоса [1328 — R. A. Knox, A Retreat for Lay People].

К сожалению, однако, точкой опоры нередко оказывается не Бог, а мы сами. Поэтому настоятельно необходимым является постоянное усилие: чтобы пребывать в Боге, чтобы быть чувствительным к приходящему свыше вдохновению, чтобы не замыкаться в своих заботах, чтобы все наши дела соотносить с Господом.

Устные молитвы – это испытанное средство, чтобы помнить о Боге на протяжении всего дня. Необходимо обратить самое пристальное внимание на то, что именно мы говорим Господу. Необходима также борьба, в которой на первый план выходят некоторые “мелочи”: например, четкое чтение молитвы с паузами, уход от автоматизма. Следует оставить некоторое время для того, чтобы углубиться в смысл произнесенных слов. Так устная молитва становится мысленной.

Для того, чтобы вникнуть в смысл и значение слов, необходим особый дар благодати. Иногда же наше внимание сосредоточено на том, как именно мы произносим слова молитвы. В иных случаях на первом плане оказывается то лицо, к которому мы обращаемся. Бывают и такие ситуации, в которых по причинам личного порядка или под воздействием окружения, невозможно ни первое, ни второе, ни третье.

В этом случае необходимо, по крайней мере, соблюсти внешнюю форму молитвы: отказаться от всякой посторонней деятельности, несовместимой с концентрацией внимания. Некоторые разновидности ручного труда, однако, не исключают возможности думать о чем-то другом. Так домохозяйка может читать Розарий, убирая квартиру, или когда ее на время оставляют заботы о маленьких детях. То и дело ей приходится отвлекаться, и все же, она сохраняет необходимую концентрацию.

Ту же концентрацию было бы невозможно сохранить, скажем, читая Розарий и одновременно смотря телевизор. Нам необходимо организовать свою жизнь так, чтобы в ней всегда находилось время, чтобы как следует сосредоточиться и прочитать важнейшие устные молитвы: Ангел Господень, Розарий и др. Случайные же отвлечения следует расценивать как свидетельства нашего несовершенства. Бог может его простить, если увидит наши целенаправленные усилия.

Кроме устной молитвы, душа должна питаться и молитвой мысленной. Благодаря духовному размышлению, а также устным и спонтанным молитвам, мы можем естественно и без демонстрации обращать нашу жизнь в постоянную хвалу Господу, оставаясь в Его присутствии, как влюбленные, которые не перестают думать о том, кого любят.

И тогда все наши дела, даже самые незначительные наполнятся духовным содержанием и станут действенными [1329 — Св. Х. Эскрива, Христос проходит рядом, 119]. Господь воззрит на них благосклонно и благословит их.

katolik-gomel.by

для друку для друку