Как Католическая Церковь относится к смешанным бракам?

zmecz_czlubКак Католическая Церковь относится к смешанным бракам – с другими христианами, нехристианами, некрещеными?

Смешанным браком называют брак между двумя христианами, один из которых католик, а другой принадлежит к иной христианской конфессии (протестант, православный). Брак католика с человеком, исповедующим нехристианскую религию, называется межрелигиозным.

Церковь допускает заключение брака между крещеной и некрещеной стороной, если некрещеная сторона уважает религиозный выбор крещеной. Такой брак допустим с определенными оговорками, на его заключение в Церкви следует получить особое разрешение у церковных властей. Это означает, что он допускается, но не поощряется.

Для создания семьи недостаточно чувств, которые испытывают друг к другу влюбленные. Нужно серьезно задуматься над тем, каковы риски подобного союза: опыт показывает, что иногда брак верующего, практикующего католика, католички с атеистом, с атеисткой или последователем иной религии или даже христианской конфессии сталкивается с серьезными трудностями.

Сам этот факт неизбежно ведет к разделениям внутри семьи. Достаточно подумать о воскресном дне: одна сторона освящает его участием в Литургии, другая – нет.

Когда в таком браке появляются дети, возникает вопрос об их воспитании. Часто один родитель желает воспитывать их в католической вере, а другой с этим не согласен. Один хочет взять их с собой на Мессу, научить молитвам, молиться вместе с ними, другой – не желает этого или даже препятствует.

Трудности возникают с различными церковными предписаниями. Не говоря уже о таком важном аспекте брака, как супружеская жизнь согласно учительству Церкви. Серьезные проблемы возникают, например, если некатолическая сторона желает применять контрацепцию, недопустимую для католической стороны.

В семейной жизни очень важно разделять одни и те же идеалы и ценности: именно это должно стать солидной основой для удачного брака.

Разумеется, в жизни встречаются и счастливые браки между верующими и неверующими. Но, как правило, это счастье достигается большими трудами. К тому же неверующая сторона часто тоже приходит к вере, будучи захваченной примером жизни, полной света и высоких идеалов.

Добавим к сказанному две цитаты из «Руководства по душепопечению о семье» итальянского епископата, которые касаются межрелигиозных и смешанных и браков (то есть не только браков с неверующими, но и, например, брака между католиком и православной).

«Учитывая, что совершенный союз людей и вовлеченность всей их жизни в супружество достигаются легче, если супруги принадлежат к одному вероисповеданию, — и учитывая нормы канонического права, — заключающие брак… должны осознавать трудности, которые могут возникнуть в браке между людьми, не живущими в полном церковном общении.

В особенности следует уведомить супругов о различиях в содержании веры соответствующих конфессий, а также о том, что у них общего относительно брака, — так чтобы побудить их совершить бракосочетание в вере Христовой и созидать по-христиански супружеское и семейное единство, плодотворно участвуя в экуменическом пути.

Заключающие брак должны быть проинформированы о нормах канонического права и призваны уважать религиозные обязанности друг друга. Все это должно происходить в согласии с соответствующими общинами».

Как мы видим, даже двое верующих во Христа, но не разделяющих полностью вероучение, идут навстречу определенным рискам и трудностям. Во много раз больше этих рисков, когда одна из сторон не верует во Христа.

Вот выдержка из того же документа Итальянской епископской конференции о межрелигиозных браках:

«И в этих случаях, при всем признании ценности веры в Бога и исповедуемых религиозных принципов, при неизменном уважении норм канонического права, католики должны быть предупреждены о трудностях, навстречу которым они идут в выражении своей веры, в уважении убеждений друг друга, в воспитании детей.

Особое внимание следует уделять бракам между католиками и мусульманами: подобные браки не только растут численно, но и сталкиваются с трудностями, связанными с обычаями и традициями, менталитетом и исламскими законами о положении женщины по сравнению с мужчиной и о самой природе брака.

Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы будущие супруги имели верное понимание брака, в особенности его моногамной и нерасторжимой природы. Необходимо убедиться, на основании представленных документов, в отсутствии других брачных уз, а также должна быть ясна роль женщины и ее права по отношению к детям.

Желательно изучить по этому случаю также законы о браке того государства, из которого происходит мусульманская сторона, и определить место, которое супруги выберут для постоянного жительства. В просьбе о разрешении для заключения брака, которая должна быть представлена местному ординарию, необходимо учитывать все эти проблемные элементы, сообщая обо всех обстоятельствах, необходимых для принятия решения».

Радио Ватикана

для друку для друку