Как Католическая Церковь относится к апокрифам?

apokrifСлово «апокриф» означает «скрытый, сокровенный, тайный». Этим термином в истории литературы обозначается текст, который приписывается определенному автору, но при этом подлинное авторство неизвестно.

В Церкви апокрифами назывались книги, не предназначенные для публичного литургического чтения, в отличие от канонических.

По сей день сохранилось именно это значение термина «апокриф», обозначающего книги, которые не относятся к каноническим. Святой Иероним называл апокрифами книги, не являющиеся каноническими для иудеев.

К апокрифам можно отнести книги неизвестных авторов, которые в своем заголовке или в содержании имеют некоторое сходство с книгами Священного Писания, но Католическая Церковь не признаёт их канонического авторитета. Существуют апокрифы Ветхого и Нового Завета. К Ветхому или Новому Завету они относятся не в соответствии с датой написания, а в соответствии с содержанием. Апокрифы составлялись с разными целями.

Некоторые новозаветные апокрифы были написаны с целью распространения лживых еретических учений, которые приписывались авторитетному автору. Другие апокрифы были составлены благочестивыми верными, которые – чтобы заполнить некоторые «пробелы» канонических писаний – изобретали, а иногда и передавали из уст в уста различные поверья о жизни Господа, Пресвятой Богородицы, апостолов и так далее. Нередко эти поверья крайне инфантильны, фантастичны и даже вызывают улыбку.

Церковные власти, как правило, отрицательно относились к распространению апокрифов и иногда даже запрещали их читать. Это привело к утрате многих из этих текстов, но все же значительная часть из них сохранилась.
Апокрифы помогают ознакомиться с различными религиозными течениями, доктринами и заблуждениями, существовавшими среди верных и в различных сектах первых столетий. Они также показывают простую, народную веру, бросают свет на многие произведения искусства и христианской литературы.

Не все в апокрифах вымысел, в них есть и подлинные, достойные уважения мысли, и часто апокрифы даже превосходят канонические писания по художественным качествам. К апокрифическим Евангелиям относятся, например, так называемое Евангелие от евреев и Евангелие от назореев; Евангелие от эвионитов; Протоевангелие от Иакова; Евангелие от Фомы; Евангелие от Никодима; история Иосифа-плотника. Самым известным ветхозаветным апокрифом является Книга Еноха, в которой содержится свод иудейских религиозных учений времен Иисуса Христа.

Божественное откровение, то, что Бог пожелал сообщить человеку, завершилось со смертью последнего апостола. Апостолы были непосредственными свидетелями и очевидцами учения Христа. Смерть последнего из апостолов-очевидцев наступила около 100-го года или чуть позднее. Все книги Нового Завета были написаны не позже второй половины 1 века.

Уже во втором столетии, когда повсюду разрастались ереси, в особенности гностическая, для того чтобы распознать подлинное толкование Божественного откровения, Святые Отцы Церкви использовали критерий Предания, то есть обращались к образу жизни, восприятию и проповеди Евангелия, предварившим сами тексты Нового Завета. Для этого они обратились к опыту Церквей, основанных апостолами, к их способу толкования Евангелия. Несмотря на то что эти Церкви были рассеяны по всему свету, между ними существовало необычайное согласие. Таким образом, из писаний, распространявшихся в те времена, были выбраны только те, которые считались богодухновенными согласно этому критерию.

В конце второго столетия епископ Антиохии Серапион, упоминая «апокрифическое евангелие от Петра», так описывает процесс распознавания подлинных текстов: «Мы, братья, принимаем Петра и других апостолов как Самого Христа, но мы предусмотрительно отбрасываем писания, носящие его имя, зная, что не получили их от наших предстоятелей».

Радио Ватикана

 

для друку для друку