Как избавиться от дурных мыслей

У любого из нас могут возникать мысли, которые тревожат, но как избавиться от тех мыслей, которые угрожают отделить нас от Бога?

Христианская традиция признаёт, что люди могут страдать не только от психических нарушений, но и от действия злых духов, которые беспокоят и искушают нас. Это действие может принимать форму беспокоящих, дурных и даже кощунственных мыслей. Часто они вызывают внутреннее смятение, которое довольно быстро стихает, не оставляя следа, но иногда эти неожиданные и ненамеренные внутренние манифестации являются знаком искушения.

В нашем мире существует великое множество искушений, среди которых есть не только приходящие извне, но и внутренние. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», — читаем в Послании Иакова (Иак 1:14). Но мы не должны исключать и искушений, исходящих непосредственно от искусителя и подвластных ему злых духов. Обычно они имеют форму неких намёков, шепотков как бы «внутреннего голоса» или форму мыслей-паразитов (в православной традиции это называется «помыслами» или «злыми помыслами» — прим. пер.). Иногда же они бывают очень отчётливыми и настойчивыми.

К этим странным голосам нужно относиться также, как ко всякому отвлечению: не зацикливаться на них, не давать им места. Если вы направите на них своё внимание, эти голоса станут только громче. Юмор – отличная защита против таких мыслей. И совет, действенный испокон веков, по-прежнему остаётся в силе: сделайте глубокий вдох, обратите взгляд к Господу, перекреститесь и помолитесь «Радуйся, Мария…». И, ещё проще, просто вернитесь к тому, о чём вы думали, как молились, что делали, и продолжайте это делать. Ведь искушение в том и состоит, чтобы отвлечь нас от выполнения нашей задачи.

Искушение очень сильнó? Что ж, может быть, это хороший знак. Теплохладных враг обычно оставляет в покое.

Однако в некоторых случаях дело может быть в чём-то более мощном, чем искушение помыслом, сталкиваясь с которым мы сохраняем свою свободную волю. Это может быть некий импульс, достаточно сильный, чтобы породить мысль, слово и даже действие. О таких вещах можно услышать от тех, кто практикует спиритизм, ясновидение или оккультизм, от представителей разных школ, обучающих концентрации и медитации, и от тех, кто предлагает практики для получения особых сил и способностей. Всех их объединяет то, что субъект, находящийся в состоянии ожидания и даже уязвимости, внутренне открывается безымянному, безликому иному миру. Эта открытость помогает духам – духу спирита или сатанинским духам — «просачиваться» во внутренний мир человека. Все, кто практикует подобные вещи, уверяют, что они стремятся к личному совершенству и бескорыстному служению человечеству. И, тем не менее, у них есть ещё одна общая черта, вызывающая беспокойство: они считают, что человек может развиваться и совершенствоваться благодаря собственным внутренним силам или же неким внешним силам, которые он может себе подчинить. Но всё это кардинально противоречит вере в Иисуса Христа, Который является нашим единственным Спасителем и Посредником. Поэтому, даже если эти практики не являются намеренно и осознанно кощунственными, они синонимичны святотатству и могут быть вредны.

Нам нет нужды бояться: Воскресший Иисус одержал победу над врагом рода человеческого. Но мы должны принять эту победу безусловно и безотлагательно. Во-первых, следует распознать те «двери», через которую в нашу жизнь могут проникать козни сатаны. Затем нужно разорвать все связи со всем тем и со всеми теми, кто имеет отношение к подобным практикам. Если у вас есть книги или другие предметы, относящиеся к ним, вы должны поступить с ними так же жёстко, как св. Павел велел поступить Ефесянам: «Сожгите всё это!» (Деян 19:19). И, наконец, следует вверить себя молитве Церкви, чтобы обрести внутреннее освобождение, очистить и восстановить истинную веру. Тогда вы сможете почувствовать лёгкое дуновение Святого Духа. В нём звучит голос истины и свободы.

о. Ален Банделье, Aleteia

Перевод: Наталья Проскурина, рускатолик.рф 

Примечание переводчика:

В восточной христианской традиции, восходящей в монахам-пустынникам, борьбе со «злыми помыслами» уделяется столь большое значение, что достижение состояния созерцательной молитвы и духовного мира считается практически невозможным без такой борьбы (например, см. книгу «Искусство борьбы с помыслами»). Самым действенным средством в борьбе со злыми помыслами считается непрестанная Иисусова молитва – «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» и открытие этих помыслов своему духовнику.

Судя по моему опыту (не только личному), такие «злые помыслы» нередко имеют форму обвинений и обесценивающих, даже оскорбительных утверждений. Вступать во внутренний диалог с этим «обвиняющим голосом» небезопасно. Лучше сразу прервать его тем способом, который рекомендует автор статьи: обращение к Господу, крестное знамение и молитва «Радуйся, Мария…».

Несколько лет назад мне пришлось пережить очень нелёгкое время, когда «внутренний обвинитель» действовал очень настойчиво, и противостояние ему было просто изнурительным. Не могу даже представить, что это можно было бы выдержать без ежедневного участия в Евхаристии. Очень помогала молитва святого Арнольда Янссена: «Перед светом Слова и Духом благодати пусть отступит темнота греха и ночь неверия, и пусть живёт сердце Иисуса в сердцах всех людей!», которую я повторяла десятки раз подряд по нескольку раз за день. Последняя и самая ожесточённая «атака» продолжалась непрерывно в течение 5-6 часов, и тем щитом, который её отбил, стало Божье Слово: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен» (Прит.18:11). Слава Господу, что с тех пор ничего подобного не повторялось уже 12 лет.

для друку для друку