Изменилось ли учение Церкви в вопросах нравственности?

Не секрет, что некоторые грехи, которые считались тяжкими в прошлом и в которых следовало обязательно каяться на исповеди, сегодня уже не считаются таковыми. Можно ли утверждать, что учение Церкви не безошибочно в вопросах нравственности?

Необходимо проводить различие между нравственным учением и дисциплинарными предписаниями. Что касается нравственного учения, то Церковь никогда его не изменяла, а только совершенствовала. Во что пишет об этом святой Иоанн Павел II в энциклике «Veritatis splendor»: «Развитие нравственного учения Церкви подобно догматическому. Папа Иоанн XXIII, слова которого относятся также к учению о морали, на открытии II Ватиканского собора (11.10.1962) сказал: «Это достоверное и неизменное учение (т.е. христианское учение во всей своей полноте), которое надлежит неизменно соблюдать, разъяснять и представлять таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям современности.

С одной стороны, оно как свод собранных истин нашего учения представляет собой сокровище веры; с другой стороны, это форма, с помощью которой они передаются, сохраняя свой смысл и силу»» (примечание 100).

Папа Войтыла ссылается также на слова Павла VI: «Надо избегать подстрекательства верующих к тому мнению, что после Собора были якобы разрешены некоторые вещи, провозглашенные Церковью перед тем внутренне плохими. Разве не видно, что от этого происходит достойный сожаления нравственный релятивизм, являющийся угрозой для всего наследия церковного учения?» (прим. 131).

Совсем по-другому обстоит дело с дисциплинарными предписаниями. Церковь, их устанавливающая, вправе их отменить. Например, раньше был обязательным предрождественский пост и воздержание от мяса в канун Рождества.

Грех является тяжким, когда речь идет о таких материях, как идолопоклонничество и суеверие, богохульство, обман и лжесвидетельство, убийство, действия против шестой заповеди, расхищение материальных и духовных благ. В этой области Церковь безошибочна и неизменна в своих суждениях. Эта безошибочность связана не только с догматическими определениями, но и с ординарным учительством Церкви. Учение безошибочно, когда епископы согласны с Папой Римским в том, чтобы считать некую доктрину окончательной.

Об этом также гласит Второй Ватиканский собор: «Когда либо Римский Папа, либо весь состав епископов вместе с ним приходят к тому или иному решению, то выносят они его согласно самому Откровению, которого все обязаны держаться, с ним сообразовываясь, — Откровению, которое в неприкосновенности передаётся письменно или через законное епископское преемство, и прежде всего заботами самого Римского Папы, а также свято хранится и верно излагается в Церкви благодаря предозаряющему Духу истины» (Lumen Gentium 25).

Радио Ватикана

для друку для друку