Икона на брелоке: свидетельство веры или избыток?

brelokНедавно в маленькой сельской церкви увидела ящик для денежных пожертвований, которая сделана в виде небольшой скульптуры Тайной Вечери. Люди туда набросали столько денег, что образ Иисуса чуть выглядывал из-за купюр. И это меня как-то зацепило, потому что давно уже возникают сомнения и вопросы, когда вижу изображение Христа или какого-то святого в более бытовых вещах: хорошо это или нет?

Не один раз мне дарили и брелок с иконкой святого, и ручку с изображением Богородицы, и блокнот. И я никогда точно не знала, что мне с ними делать, колебалась: это избыток или ненадлежащее почитание (тот же брелок иногда валяется неизвестно где), или наоборот — это своеобразное свидетельство моей веры? Поэтому решила расспросить у других людей об их отношении к использованию изображений святых в различных бытовых вещах, а также попросила духовника Украинского Католического Университета, священника Игоря Петюха объяснить, хорошая ли эта тенденция.

Оксана тоже имеет брелок, с изображением отца Пио. Подарила его племянница, привезла из Италии. Вместе с ним носит ключи от дома, однако отмечает, что не считает это правильным: «Особо не задумывалась над этим, просто носила, потому что подарили. Но все же считаю, что наряду с ключами не должно быть изображений святых. Почему? Потому что мы вечно тем ключом бросаем: то туда, то сюда. Думаю, отец Пио не хотел бы этого». Женщина рассказала, что имела блокнот, в котором на каждом листе — изображение Богородицы. Считает, что на нем можно только писать интенции на Службу Божью, а для повседневных записей он не подходит.

Когда спрашиваю, покупала ли сама когда-то такие вещи, рассказывает: «Мужчине купила брелок в машину, на которой с одной стороны — святой Франциск, а с другой — Антоний Падуанский, мне кажется, что это является защитой, таким образом, эти святые оберегают человека».

dlugopis

Зато у Юрия нет никаких бытовых вещей, на которых имеется изображение Христа или святых. «Для меня Церковь всегда была чем-то святым. Я против использования изображений святых в бытовых вещах. Не считаю это плохим, а скорее неправильным. Как по мне, так не должно быть. Хотя, возможно, для каких-то людей это действительно помогает чувствовать себя в безопасности, под защитой».

Похожее мнение и у Натальи: «У меня нет ни таких блокнотов, ни брелоков, ни ручек, ни футболок. Как я к этому отношусь? Очень не критикую, но и не одобряю. Почему? Не могу объяснить. Но это мне напоминает богохульство».

kubak

За разъяснениями пошла к духовнику Украинского Католического Университета о. Игорю Петюху. Когда спросила, как он относится к такой тенденции, в ответ улыбнулся и символически достал из сумки ключи, рядом с которыми брелок с изображением св. Иоанна Павла II:

«Бог всегда смотрит на сердце. Поэтому и нам перед тем как оценивать поступки человека, надо попытаться понять, прежде всего, ее сердце, мотивацию, почему она так делает. Есть хорошая, несовершенная и плохая мотивация.

Хорошая — это та мотивация, когда человек в действительности хочет, чтобы какие-то святые вещи в той или иной степени побудили его к молитве. Я видел тетради, на которых изображены иконы. Их преимущественно делают в Польше для катехизического предмета. Это изображение тематически связано с тем, что будет написано в тетради. Или оно побуждает к молитве? Пожалуй, это один из аргументов создателей этой тетради.

Хорошая мотивация предусматривает определенную форму свидетельства. Если я что-то снаружи украшаю религиозными изображениями, то это как будто дает сигнал другим, что я верующий человек, живу по Евангелию. Если я что-то делаю с искренним сердцем, то это хорошая мотивация. Тем более, что общество сейчас охладевает к христианским ценностям. Я знаю, что в Египте коптские христиане наносят себе татуировки в виде креста. А они, христианское меньшинство, живут в мусульманском большинстве. И в большинстве случаев, если радикальный мусульманин увидит у тебя крест на запястье, то может тебя убить. Но это определенный внешний знак, их свидетельство, которое имеет в себе риск.

Несовершенная мотивация — это мотивация, связанная со страхом: «Чтобы случайно чего не произошло, буду носить иконку в кошельке. Ее и не видно, но она есть, потому и забота Божья будет». Так же ряд иконок в маршрутке. Это вещи, которые не являются демонстрацией веры, а скорее своеобразной защитой: чтобы беды не случилось, чтобы в аварию не попал. Потому что для свидетельства своей веры не надо столько, хватит и одного образка. Очевидно, что грехом было бы делать из святых вещей какие-либо амулеты или талисманы: «Наличие какого-то святого изображения должно меня хранить без всякой веры». Такого типа поведение является грехом против первой заповеди. Всякая мотивация страха не является совершенной, не является достойным христианина, хотя тоже нельзя сразу критиковать этого человека.

И совсем плохой мотивацией является использование этих изображений для прибыли. То есть, если я подозреваю, что мой товар с изображением Зарваницкой Богородицы будет продаваться лучше, и я эту икону налеплю на всё, только чтобы продать товар. То это грех против заповеди: «Не взывай имя Господне напрасно» — использование святых вещей в совершенно не святых целях. Хотя сам факт продажи чего-либо не является грехом самим в себе.

Разницу между первой, второй и третьей мотивацией снаружи оценивать очень сложно. И поэтому сам человек, который это делает, покупает или носит, должен задать себе вопрос: «Зачем это мне? Или это знак моей веры, или это из страха или для того, чтобы нравиться в обществе, не отличаться, если все вокруг меня христиане. Также имея часы с изображением Богородицы, все будут удивляться, какие у меня набожные часы». Очевидно, может быть, что я посмотрю на часы и помолюсь «Богородице Дева», те же часы могут быть оберегом, потому что я боюсь за своё будущее, и в конце концов они могут быть просто для того, чтобы другие ими восхищались. Та же самая вещь может быть по-разному использована. Это не плохо, что такие часы есть, вопрос в том, как ты их используешь?

В общем, если я вижу, что что-то странное происходит, то стоит всегда подозревать лучшую мотивацию: это будет оберегать меня от осуждения».

T-Shirt_Barbara_bi-400x400

Не пора ли заглянуть в своё сердце, и, прежде всего, спросить себя, чтобы потом уже решить: носить эту вещь или нет?

Анна Гуменюк

Перевод с velychlviv.com

для друку для друку