Формула успешного экзамена. Советы психолога

Моя статья сегодня адресована в первую очередь школьникам выпускных классов, студентам и абитуриентам, для которых в скором времени наступит горячая пора – сдача экзаменов.

Многим из нас знаком этап жизни под названием “Экзамены”. У всех они были разные, но есть то, что их объединяет, – это бессонные ночи, волнение и страх. Бесспорно, экзамены – это всегда тяжелое испытание для нашей психики и организма в целом. Психоэмоциональные нагрузки вследствие экзаменационного стресса нередко становятся своеобразным «пусковым механизмом» для возникновения серьезных заболеваний.

Но как говорил английский писатель Терри Пратчетт, «мы можем что-нибудь изменить? – Нет! – Тогда не вижу смысла паниковать». Вот и я рекомендую вам не волноваться и не паниковать: экзамены были, есть и будут. Эта та ситуация, на которую мы не в силах повлиять. Мы можем только изменить свое отношение к ней, принять это как некую данность, а еще мы можем и, пожалуй, должны обратить ситуацию экзамена себе на пользу.

Итак, что можно сделать, чтобы подготовка к экзаменам не превратилась в пытку?

  • Для начала нужно подготовить место, где вы будете заниматься, готовиться к экзаменам. Уберите лишние и отвлекающие вас вещи, разложите нужные учебники, пособия, тетради, ручки и т.д. Считается, что желтый и фиолетовый цвета способствуют повышению интеллектуальной активности, поэтому их можно намеренно внести в интерьер вашей комнаты на время подготовки.
  • Если настроиться на работу никак не удается и нет даже намека на желание заниматься, можно попробовать сделать следующее: разложите учебники, конспекты, письменные принадлежности. Сядьте за рабочий стол. Просто так, без всякой цели полистайте страницы учебника, подержите в руках ручку. Просмотрите свои записи. Поменяйте местами книжки и т.п. Через несколько минут у вас появится рабочее настроение и желание приступить к занятиям.
  • На уровень нашей трудоспособности влияют биоритмы нашего организма. Поэтому важно определиться с тем, кто вы по жизни – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально сместить нагрузку на утренние или вечерние часы.
  • Также будет полезно составить план на каждый день подготовки, где необходимо четко определить, что именно и в каком объёме сегодня будет изучаться, например, какие разделы, параграфы или главы. Обязательно отмечайте выполненные пункты плана на день. С одной стороны, это очень приятно, ведь вы большой молодец, раз осилили их, с другой, это позволит контролировать объём изученного материала.
  • Помните, что ваша задача не бездумно вызубрить, а в первую очередь – понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых моментах изучаемого материала. Полезно повторять материал по вопросам. Вначале вспомните и кратко запишите все, что вы знаете по конкретному вопросу, а затем проверьте себя по учебнику. И здесь мне бы хотелось обратить ваше внимание на процессы запоминания / забывания. Изучением процесса забывания занимался немецкий психолог Герман Эббингауз. Он исследовал механизмы памяти и с помощью многочисленных экспериментов в 1985 году получил так называемую «кривую забывания», или «кривую Эббингауза». Ученый обнаружил, что сразу после первого запоминания начинается процесс забывания. Вначале он происходит очень быстро – уже спустя один час люди забывают до 60% информации. Через 10 часов – 65%, но далее динамика замедляется. Через шесть дней процесс приостанавливается на значении 20%. Опираясь на «кривую забывания», он предложил определенный алгоритм для лучшего запоминания:
  1. Сразу после прочтения материала повторите первый раз.
  2. Через 20 минут после первого раза – второе повторение.
  3. Через 8 часов после второго раза – третье повторение.
  4. Через сутки после третьего повторения повторяете четвертый раз.
  5. Чтобы запомнить надолго, нужно также повторить еще через 2-3 недели и через 2-3 месяца.
  • Не стоит забывать и об отдыхе. Ведь прочесть больше материала не значит лучше его запомнить. Поэтому чередуйте занятия и отдых. Например, 1 час занятий, затем 30 минут отдыха. Данные временные рамки каждый определяет индивидуально. В период, когда вы отдыхаете, важно заняться более активным видом деятельности.
  • Для лучшего усвоения нужного материала можно визуализировать то, что вы учите, например, составить на бумаге разнообразные схемы, таблицы, планы.
  • Если того требует экзаменационная дисциплина, научитесь хорошо выполнять практические задания (решать задачи, формулы и т.д.), при этом еще и рассказывать алгоритм ваших действий и рассуждений по ходу решения. Это также поможет усвоить материал.
  • Наиболее трудные для вас вопросы можно рассказать родным или тому, кто сможет вас выслушать. В таком случае старайтесь делать все так, как будто вы уже на экзамене.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что у вас ничего не получится, наоборот, мысленно представляйте себе картину легкого победного ответа. Мысли о возможном провале и ориентация на неудачу недаром считаются саморазрушающими. Они не только мешают подготовке, но и способствуют апатии, когда вы все начинаете делать спустя рукава (зачем прикладывать усилия, все равно ничего не получится). Не стоит также себя ругать за неудачный результат экзамена. Мы всего лишь люди, все знать невозможно, да и выше собственных возможностей не прыгнешь. Неудача – это не повод винить себя, это сигнал о том, что следует приложить чуть больше усилий в будущем.

Хочу сказать несколько слов и о суевериях, приметах, которыми окутана тема экзаменов. Обдумывая содержание статьи, я решила ознакомиться с данным вопросом и пришла к выводу, что различных суеверий и примет для, как подчеркивается, успешной сдачи экзаменов существует бесчисленное количество. И что я могу сказать? Чтобы вы не делали, к примеру, кричали в форточку: «Халява приди!», спали с учебниками под подушкой (а это как минимум жутко неудобно), ходили на все экзамены в одной и той же одежде, не мыли голову перед экзаменами, одевали вещи красного цвета и… да много еще чего вы можете делать, этот список достаточно обширный, все это никак не поможет вам сдать экзамены без усилий, потому что только ваша собранность / уверенность + знания = успешный экзамен. И только такой формулы стоит придерживаться. А еще мы как люди верующие можем помолиться о хорошей сдаче экзамена и, пребывая в состоянии душевного спокойствия, уверенные в себе и собственных знаниях преодолеть этот жизненный этап. Помните о том, что жизнь всегда требует от человека конкретных усилий, и если вы определенный период времени поверхностно и несерьезно относились к учебе, то ни эти, ни какие-либо другие рекомендации, существующие приметы и суеверия не смогут в одночасье восполнить существующие пробелы в знаниях.

В заключение еще пару моментов, которые следует иметь в виду за несколько дней до экзамена:

  • Оставьте пару дней непосредственно перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить вопросы. Лучше повторять билеты (вопросы) в хаотичном порядке.
  • Если вы волнуетесь, то просто представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, эмоциями, переживаниями, «страшными мыслями», но так, как бы вы хотели, чтобы все прошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена. Это помогает понять, что в целом ситуация не так страшна как мы думаем. Также можно пообещать себе какое-либо вознаграждение за экзамен: ожидание чего-то приятного помогает пережить стрессовую ситуацию.
  • Накануне экзамена перестаньте готовиться. Устройте себе своеобразный «день тишины». Потратьте этот день на общение с родными, постарайтесь «зарядиться» положительными эмоциями, обязательно найдите время для прогулки на свежем воздухе, хорошенько выспитесь. В день экзамена примите контрастный душ, не стоит лишать себя завтрака. И не забудьте про хорошее настроение.

Я желаю вам удачи и помните: все обязательно получится!

Марина Ткач, психолог

для друку для друку