Достаточно ли искренне раскаяться, чтобы безо всякой исповеди получить прощение Бога?

raskaenieПравда ли, что достаточно искренне раскаяться, чтобы безо всякой исповеди получить прощение Бога и спастись, даже если грешил и не каялся всю жизнь?

Если человек искренне раскаивается в своих грехах, то он может спастись. Но что означает искреннее раскаяние? Первое условие для того, чтобы раскаяние было искренним, — это полностью отвергнуть содеянный грех, то есть не только не желать совершать его, но и хотеть, чтобы его вообще не было.

Второе условие – это то, что богословы называют «полным (совершенным) сокрушением»: сожалеть о том, что ты оскорбил Господа, вновь распяв Его, как сказано в Послании к Евреям (6,6): «Обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».

Третье условие – это готовность идти к исповеди, как только предоставится эта возможность. Если такое намерение отсутствует, наша воля еще не полностью примирилась с волей Господа, Который установил Таинство Покаяния для прощения грехов.

Никто не может прийти к истинному раскаянию в своих грехах, если его не настигнет Божья благодать. Именно благодать побуждает грешника сожалеть о совершенном зле. Согласно учительству Церкви, всецелое (совершенное) сокрушение о грехах порождает любовь и спасение, ведет к прощению грехов еще до того, как кающийся приступит к исповеди. Однако сокрушение предполагает хотя бы внутреннее намерение приступить к Таинству Покаяния.

Это учение было провозглашено еще на Тридентском соборе: сокрушение включает в себя не только отказ от греха и деятельное намерение начать новую жизнь, но и предполагает «ненависть к прежней жизни», как говорится в положениях Собора, приводящего цитату из Книги пророка Иезекииля: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (18,31).

Как пример всецелого сокрушения о грехах Собор приводит восклицания из Псалмов и другие слова праведников из Священного Писания: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 50,6); «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс 6,7); «Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей» (Ис 38,15). Эти слова свидетельствуют о «ненависти» по отношению к грехам прежней жизни и глубокое отвращение к греху.

«Сокрушение иногда может стать полным в силу любви, — утверждает Тридентский собор, — примиряя таким образом человека с Богом еще прежде, чем он принимает Таинство; однако такое примирение не может произойти в случае сокрушения, не подразумевающего намерения приступить к Таинству» (1677).

Искреннее покаяние, отвечающее этим условиям, свидетельствует о стяжании Божьей благодати, поэтому если у человека нет возможности исповедоваться, оно открывает путь спасения.

К такому покаянию можно прийти с помощью молитвы, произнося всем сердцем акт сокрушения: «Боже, всем сердцем скорблю о грехах моих, ибо заслужил ими Твое наказание, но еще больше – потому, что оскорбил Тебя, бесконечно благого и достойного любви превыше всего. Я желаю с Твоей Божественной помощью никогда больше не оскорблять Тебя и избегать ситуаций, побуждающих ко греху. Господи, имя Которому Милосердие, прости меня».

Здесь нужно добавить, что, хотя в момент всецелого сокрушения нас настигает Божья благодать, нельзя приступать к Святому Причастию, пока не будет получено отпущение грехов в Таинстве Примирения, согласно новозаветным словам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор 11,28).

Радио Ватикана

для друку для друку