Должен ли христианин всегда терпеть и не реагировать на обиды?

obidaВ катехизисе среди добродетелей для души есть такая: «терпеливо переносить обиды». Должен ли христианин всегда терпеть и не реагировать? Что говорит учительство Церкви на эту тему?

Терпение, как учит святой Августин, — это «готовность переносить тяготы со спокойной душой», то есть не смущаясь и не впадая в печаль. Терпение «не позволяет оставлять, в смущении души, те вещи, благодаря которым мы достигаем еще больших благ».

Многие задаются справедливым вопросом: всегда ли нужно терпеть зло? Здесь нужно провести различие между расположенностью души и необходимостью свершения справедливости, которое, как говорил блаженный Павел VI, является минимальной формой любви.

В связи с этим можно также вспомнить энциклику Пия XI Divini Redemptoris (против коммунистического атеизма): «Никогда милосердие не станет милосердием подлинным, если оно не будет принимать в постоянное внимание справедливость (…). Работник не должен получать в виде подаяния то, что причитается ему по справедливости. И пусть никто не пытается необременительными пожертвованиями на благотворительность избавиться от бóльших обязанностей, предписываемых долгом справедливости» (49).

Папа Пий XII на эту же тему писал: «Чтобы быть подлинным и достоверным, милосердие должно всегда иметь в виду справедливость, которую следует восстанавливать, не довольствуясь покрыванием беспорядков и недостатков, вызванных неравноправием» (Письмо к президенту Социальной недели во Франции, 1952).

Пока зло есть и его невозможно истребить, необходимо добродетельно нести его тяготы, по примеру нашего Господа.
Но поскольку зло противоречит воле Бога, на человеке всегда лежит долг делать все возможное, чтобы это зло искоренить.

Так, святой Фома Аквинский писал в «Сумме теологии», что, совершая побег из тюрьмы, узник невиновен, если он был осужден несправедливо. «Человека называют терпеливым, — поясняет святой Фома, — не потому, что он не убегает, но потому что он с честью переносит тяготы, не скорбя чрезмерно».

Ангелоподобный учитель добавляет, ссылаясь на Иоанна Златоуста, что реакция на зло совместима с терпением: «Переносить с чрезмерным терпением оскорбления, нанесенные Богу, — это кощунство».
«Когда же бывает приличное время для гнева? – вопрошает Иоанн Златоуст в «Толковании на святого Матфея». —

Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен?

Тогда, когда гневаемся, чтобы отомстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: «не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему» (Рим.12,19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: «не лучше ли вам оставаться обиженными? не лучше ли вам терпеть лишения?» (1 Кор.6,7). Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен.

Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским».

Здесь святой Иоанн Златоуст говорит о неуместности гнева в ответ на личную обиду и несправедливость. Но это не значит, что христианин в принципе не имеет права отстаивать свои права, тем более когда они касаются общего блага.

Обязанность переносить несправедливость — пишет святой Фома Аквинский — нужно рассматривать как расположенность души, как говорит святой Августин, объясняя предписание Господа: «ударившему тебя по щеке подставь и другую», — то есть в том смысле, что нужно быть к этому готовыми, если это будет необходимо. Но никто не обязан всегда поступать именно так, поскольку даже Господь так не поступал.

Получив пощечину, как рассказывает святой Иоанн, Он сказал: «Что ты бьешь меня?» Поэтому и в отношении оскорбительных слов действует тот же критерий.

Мы должны быть готовы переносить обиды, когда это необходимо. Но в определенных случаях следует отвергнуть оскорбления, и в особенности по двум причинам: ради блага оскорбляющего – то есть чтобы обуздать дерзость, чтобы человек не осмеливался повторять подобные жесты, как говорится в Притчах Соломоновых: «Отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (26,5); а также ради блага других людей, которое попирается нанесенными нам оскорблениями».

«Следует обуздывать дерзость оскорбляющих, но с надлежащей сдержанностью, — уточняет святой Фома, — так, чтобы отдать долг милосердия, а не ради удовлетворения собственных амбиций. Согласно Притчам: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему».

Таким образом, всегда нужно анализировать обстоятельства: иногда они заставляют реагировать, а в других случаях – например, когда зло неизбежно, когда реагировать неблагоразумно или когда реакция будет неадекватной, — тогда следует «представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу», как сказано в Послании святого апостола Павла к Римлянам (12,1).

Радио Ватикана

для друку для друку