Детская агрессия: как реагировать родителям?

Наступили школьные каникулы. Многие из нас ушли в долгожданный отпуск, а это значит, что у родителей появилась возможность больше проводить времени со своими детьми. И именно сейчас родители могут обратить внимание на эмоциональное состояние своих детей. Нередко при этом многие замечают у них проявление агрессивности. В такой ситуации первое, что испытывают родители, – это чувство растерянности и недоумения: почему появилась агрессия, что не так с моим ребенком? Не заставляют себя долго ждать и обвинения в адрес детского сада, школы, окружения вообще, в котором ребенок проводит своё свободное время. И для того чтобы помочь родителям в этой ситуации тревоги, поговорим о детской агрессии, о том, как бороться и реагировать на подобное поведение.

Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на разрушение чего-либо или на причинение вреда кому-либо. Если рассматривать агрессию на личностном уровне и с точки зрения причин ее возникновения, то агрессия – это реакция борьбы. Так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Также это «крик о помощи» и своеобразный способ привлечь внимание. Это сигнал о том, что ребенок нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Проявления агрессивности у детей

Существует несколько видов детской агрессии. Целенаправленно – враждебный вид – агрессия как желание причинить вред другому. Нормативно – инструментальный вид – агрессия как форма поведения. Ребенок познает окружающий мир через различные формы поведения. Если какая-то из них позволяет достичь желаемого, то в последующем она закрепляется в подсознании как устойчивая и приемлемая. Можно говорить также и о копировании чьего-то поведения, чаще всего родителей. Увидев, к примеру, агрессивное поведение в семье, ребенок с легкостью его повторяет, усваивая формулу: «раз так делают родители, значит можно и мне». В данном виде агрессия может выступать и как некая форма самозащиты, так называемая «защитная агрессия». Чем чаще ребенок сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как форма поведения.

Импульсивно-демонстративный вид – агрессия как средство привлечения внимания.

Возрастные особенности агрессивного поведения

Причина детских срывов – это не плохое воспитание, а эмоциональная незрелость. Примерно до 4,5–5 лет ребёнок физиологически не способен контролировать свои эмоции, а полностью корковый контроль дозревает только к 12–13 годам. До этого времени часть контроля лежит на родителях.

Младенчество. Первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого.

Ранее детство (от 1 года до 3-х лет). Для этого возраста характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии – так называемые «вспышки». Основная причина – проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. Агрессия проявляется более ярко и разнообразно. Дети могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться – и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют.

Дошкольный возраст (от 4-х до 7 лет). Начиная с 4-х лет, происходит процесс контроля своих эмоций и понимание, что за агрессивное поведение может последовать наказание. Поэтому дети ведут себя сдержаннее, более спокойно. Основная причина – протест. В этот возрастной период отмечаются ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться посредством физической силы: бьют, толкают, дерутся. Девочки используют вербальное воздействие: обзываются, угрожают, насмехаются. К шести годам происходит усиление контроля над эмоциями, агрессия проявляется выборочно, т.е. только в том случае, если ребенок уверен в победе или безнаказанности. Объектом агрессии чаще становятся более слабые и беззащитные дети. Также агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст (с 6-7 до 18 лет). В этом возрастном периоде дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Чаще всего она носит спонтанный и скоротечный характер. Здесь важно увидеть направленность агрессии. Направленность на родителей – возможно, они лишили его уютной домашней атмосферы, дефицит родительской любви на фоне развода или семейных ссор, ревность к младшим братьям и сёстрам. Направленность на учителя – протест против правил и ограничений школьной системы, против ограничения личного пространства. Направленность на одноклассников – попытка самоутвердиться, завоевать лидерские позиции.

Отдельным пунктом идет подростковый возраст. С одной стороны, подростковая агрессия часто принимает самые жестокие и социально неодобряемые формы. С другой, это логичное проявление пубертатного кризиса. Под влиянием гормонального всплеска и изменений, происходящих с телом, ощущаются внутренний дискомфорт и неспособность справиться с сильными эмоциями.

Детская агрессия: плохо или хорошо? Я всегда пытаюсь показать, что в любом явлении или событии нашей жизни есть как что-то хорошее, так и негативные, разрушающие моменты. Агрессия также не стала в этом исключением.

В агрессии есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни ребенка. Важно понимать, что агрессия – это очень глубокая внутренняя энергия, можно также сказать, что это еще один адаптивный механизм, позволяющий успешно развиваться. Благодаря этому механизму формируются такие качества, как настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий.

Как уже говорилось выше, агрессия может выступать и как защитный механизм. Если проявления агрессии наносит вред не только окружающим, но и непосредственно самому ребенку, если это приводит к разрушительным действиям, является причиной социальной отверженности, так как дети не хотят или боятся общаться с агрессивно настроенным ребенком, нужно сгладить данные негативные моменты для сохранности как физического, так и психологического здоровья.

Поэтому прежде чем пытаться всеми силами избавиться от агрессии, помните, что это важный и естественный компонент в процессе развития вашего ребенка. И здесь стоит, в первую очередь, сконцентрироваться на ограничении и контроле ее отрицательных черт и поощрении положительных проявлений.

Как реагировать и справляться с детской агрессией?

Научиться правильно реагировать на приступы. Что это значит? Научитесь контролировать собственные эмоциональные реакции: не выходить из себя, не злиться, не раздражаться, не вести себя так же агрессивно, не кричать и не повышать голос, не пытаться что-то объяснить, не читать нотации, не воспитывать, не применять физическое насилие: бить, дёргать, давать подзатыльник, не удовлетворять требования «бунтаря». Если вы отвечаете на детскую агрессию таким же поведением, это вызывает ещё большее обострение приступа. Ребёнок кричит ещё громче, дерётся ещё сильнее.

Как справляться?

Нужно понимать, что агрессия – это сильное эмоциональное перенапряжение и ему нужен выход, а не подавление. Вы должны показывать ребёнку, что он может говорить о том, что его беспокоит, что ему не нравится, на что он зол или чем-то расстроен. Проговаривание эмоционального состояния или просто проблемы приведет к снижению эмоционального дискомфорта. Со временем ребёнок освоит этот способ и поймёт, что легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим агрессивным поведением. Объясняйте ребенку, что любые эмоции – это нормально!

В ситуации совладания с агрессивным поведением наличие правильного примера будет также не лишним. Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если «приступ» агрессии все-таки случился то, для начала не пытайтесь максимально быстро его «погасить». Когда ребенок успокоится, вы можете его крепко обнять и сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Помогите ему найти способ для «безопасного» выражения агрессии (это могут быть следующие действия: можно комкать и рвать бумагу, борьба с подушкой или боксёрской грушей, выразить криком свои эмоции, также можно записать ребенка в спортивную секцию, где он будет выплескивать чрезмерное эмоциональное напряжение, или поиграть с ним в подвижные игры).

Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства. Помните о том, что плохими могут быть поступки, но не ребенок. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (телепередачи и компьютерные игры с агрессивным сюжетом, например). Чаще всего причина агрессии кроется в копировании поведения антигероев, которые своей жестокостью добиваются целей и выглядят «крутыми».

Старайтесь общаться с ребенком на равных, объясняя возникновения тех или иных запретов и ограничений.

Развивайте коммуникативные навыки ребёнка. Если он будет уметь налаживать взаимодействие с другими конструктивным способом, то необходимость в агрессии как способе достигнуть желаемого может исчезнуть.

Обращу ваше внимание, что, если ситуация агрессивного поведения кажется вам неподвластной и влечет за собой крайне негативные последствия, стоит обратиться к специалисту.

В завершение хочу сказать, что главная цель и миссия вас как родителей – это научить ребенка понимать свои эмоции и управлять ими.

В ситуации же агрессивного поведения важна не постановка «диагноза» и навешивание «ярлыка», а своевременная помощь и поддержка в виде вашего внимания и любви.

Марина Ткач, психолог

для друку для друку