Cглаз и порча. Трудные вопросы

Может ли стать жертвой порчи и сглаза человек, который живет в состоянии благодати, молится, причащается, исповедуется? Могут ли болезнь или другие несчастья быть результатом дьявольского воздействия?

Несомненно, некоторые болезни не имеют естественного происхождения, т.е. они не вызваны причинами, которые кроются в нашей человеческой природе. По-Божьему попущению демоны осуществляют негативное воздействие на людей, побуждая их совершать зло, а иногда и вторгаясь в их тело тем или иным способом.

«Облекитесь во всеоружие Божие» — читаем в Послании святого Павла к Ефесянам (6, 10-12) – «чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей, тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Этим Божьим всеоружием, о котором говорит святой апостол Павел для христианина является освящающая благодать и добродетель. Именно это даёт ему силу, чтобы противостоять воздействию дьявола и духов его, а также от них освобождаться.

О том же пишет святой апостол Пётр (5, 8-9): «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Что касается зол, которые могут поразить наше тело. В подтверждении того, что они могут иметь дьявольское происхождение, можно сослаться на Евангелие от Матфея. «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (4, 24) и еще «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (10, 1).

В Евангелии от Луки также говорится о некоторых женщинах, которых Господь исцелил от злых духов и болезней, в том числе Магдалине, из которой вышли семь бесов.

В ожидании судного дня бесы, т.е. демоны или духи дьявола, обладают определенной свободой в своих делах на земле. Это подтверждается например фразой из Апокалипсиса, где описана некая пришедшая на землю саранча «и дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Откр 9, 5).

Евангельские экзорцизмы, т.е. изгнания бесов, часто представлены в виде физических исцелений своей силой и властью над бесами Иисус разрушает царство сатаны и утверждает мессианское владычество, основным обетование которого является Святой Дух. Бесам хорошо известно, когда человек его отвергает. Власть изгонять духов Иисус передает своим ученикам вместе с властью исцелять чудесным образом болезни. Если человек живет в состоянии Божьей благодати и соблюдает заповеди, ему нечего страшиться бесов. Напротив, они его боятся и бегут от него, как заверяет нас Святой Дух устами апостола Иакова (4, 7): «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». В этом смысле опасаться нужно не тем, на кого наводят порчу и сглаз, а как раз тем, кто властью дьявола пытается всеми способами навредить Божьим рабам. Именно они становятся жертвами злых духов и попадают в их власть рано или поздно в этой или будущей жизни. И мы находим тому подтверждение в Библии: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым» (Пс 90,7).

Ольга Сакун, Vatican News

для друку для друку