Актуальна ли заповедь о воздержании от работы в воскресенье?

rabotaJPGСейчас многое за человека делают машины. Актуальна ли по-прежнему заповедь о том, что в праздничные дни и в воскресенье надо воздерживаться от работы? Не уподобляемся ли мы ортодоксальным евреям, которые исполняют все буквально в Шаббат? Если стирка в наше время – не ручная работа, а дело 5 минут? Можно ли пользоваться в воскресенье бытовыми приборами? Или это грех?
Заповедь, о которой идет речь, заключается не в «воздержании» от чего-то, а в почитании Дня Господня. Для нас это – воскресенье, и оно отличается от еврейской субботы. «Через Пасху Христову, — говорится в Катехизисе Католической Церкви, — воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге.

Ибо культ Закона подготавливал тайну Христа, и то, что совершалось в нем, было в определенном смысле прообразом, относящимся ко Христу». Закон Господень уточняется церковной заповедью, предписывающей участие в Евхаристии в воскресные и праздничные дни, установленные церковными канонами. Воскресная Евхаристия является центром всей христианской жизни.

Эта заповедь предписывает также воздерживаться от «трудов или деятельности, которые препятствуют должному почитанию Бога, радости, присущей Дню Господню, исполнению дел милосердия и необходимому отдыху тела и духа» (ККЦ 2185). «Семейные обязанности или дело, приносящее большую общественную пользу, представляют собой законное основание для несоблюдения предписания о воскресном отдыхе», — уточняется в этом параграфе Катехизиса.

Разумеется, во всем нужно следовать здравому смыслу. Если есть возможность заниматься хозяйством в другие дни, то воскресенье полностью можно посвятить общению и культурному отдыху.

Но если, например, верующий работает целую неделю практически без свободного времени и может убраться в квартире лишь в воскресенье, то заповедь о Дне Господнем для него, конечно, не означает, что неделю за неделей он должен накапливать грязь в квартире, пока ему не дадут отпуск, а окна мыть раз в год перед Пасхой.

То же самое относится и к стирке, глажке, готовке. В Катехизисе говорится также о том, что законная необходимость не должна повлечь за собой «привычек, вредных для религии, семейной жизни и здоровья».

Воскресенье и праздники – это также дни, в которые мы можем посвятить больше времени нуждающимся. И если в этот день, когда у нас появляется немного свободного времени, мы отправляемся проведать знакомых стариков или больных и помогаем им по хозяйству, — то мы не нарушаем заповеди о почитании Дня Господня.

В любом случае, мы должны всегда стараться планировать воскресенье и праздники так, чтобы найти время для молчания, размышлений. Конечно, все вышесказанное подразумевает обязательное участие в Святой Мессе, которой мы можем начать или завершить наш воскресный и праздничный день.

Участие в Евхаристии – это главный аспект соблюдения заповеди о почитании Дня Господня, и, пропуская без уважительной причины Мессу, мы совершаем тяжкий грех, в котором необходимо покаяться прежде чем принимать Причастие.

Радио Ватикана

для друку для друку