10 путей возрастания в молитве

molitva_10 putejМолитва — это ключ ко спасению. Святой Августин сказал, что тот, кто хорошо молится, тот и живет хорошо, кто живет хорошо, тот и умирает хорошо, а кто умирает хорошо у того все хорошо.

Святой Альфонс говорил об этом же: «Тот, кто молится много, спасен будет; тот, кто не молится, будет проклят; тот, кто молитве уделяет не много места, у того в опасности его вечное спасение».

Этот же святой утверждал, что в мире нет ни сильных людей, ни слабых люди, но лишь те, кто знает, как молиться, и те, кто этого не делают. Другими словами, молитва — наша сила во всякое время и во всяком месте.

Мы хотели бы предложить десять способов ободрения, чтобы помочь нам на пути к небу через возрастание в нашей молитвенной жизни!

1. Убежденность и решимость. Нет в мире успешных людей, которые не вдохновлялись бы твердым намерением достичь своей цели. Известные спортсмены, музыканты, ученые, писатели не выдавали данное им за желаемое, но твердо шли к своей цели. Учитель молитвы святая Тереза Авильская говорила: «Мы должны иметь абсолютную решимость не оставлять молитву». Если бы мы по-настоящему, всем сердцем, верили в бесценные сокровища, которые дает нам молитва, то нашей жизненной целью было бы постоянное возрастание в ней.

2. Дух Святой, как учитель. Апостол Павел писал, что мы не знаем, как должно молиться, но Дух Святой, который ходатайствует за нас, учит нас взывать «Авва, Отче». Дух Святой — лучший учитель. Мария и Апостолы провели девять дней и ночей в посте и молитве, и их проникла сила свыше — Дух Святой. Когда начинает появляться формализм в молитве, почему бы не призвать Святого Духа, что бы Он помог в нашей слабости?

Почему бы во время молитвы не попросить о присутствии Святого Духа, что бы Он просветил ваш ум и зажег сердце? Он ближе к вам, чем вы думаете. Если вы находитесь в состоянии благодати, то Он находится в вашем сердце.

3. Время, место, добрая воля и тишина. Любому мастерству мы учимся на практике. Молитва не исключение. Что бы узнать, как молиться мы должны иметь некое время, подходящее место, благое намерение и тишину. «Практика делает совершенным» — эта поговорка верна как для спорта, так и для молитвы.

4. Покаяние. Наша молитва может стать пресной, скучной, безжизненной по разным причинам. Одной из возможных проблем может быть наше потворство чувственной жизни, чревоугодие, жизнь по плоти, а не по духу. Как напоминает нам Апостол Павел, плоть и дух находятся в постоянном противоборстве. Иисус провел сорок дней и ночей в посте и молитве, Апостолы молились и постились девять дней и ночей.

Никто не может достичь глубокой молитвенной жизни, если он не прошел через аскезу и самоотречение, умерщвление плоти и покаяние. Птице для полета необходимы два крыла, они же необходимы и ученикам Христа. Чтобы парить высоко, в молитвенной жизни нужны два крыла: молитва и покаяние. Если у Вас нет опыта аскетической жизни, посоветуйтесь с опытным духовным наставником. И начните с небольших актов покаяния, для воспитания силы воли, чтобы затем достичь героических актов покаяния. Начните с малого и достигните великого.

5. Духовное руководство. Спортсменам необходимы тренеры, студентам преподаватели, у учителей должны быть наставники, чтобы достичь большего. Очень важно, чтобы у молитвенных воинов была некая форма наставничества, которая называется духовным руководством. Святой Игнатий Лойола настаивал, что духовная жизнь — это путешествие с сопровождением. У святой Терезы Авильской было несколько святых, которые сопровождали ее на долгом пути к совершенству: святой Иоанн Креста, святой Петр Алькантарийский и святой Франциск Борджиа.

На духовном пути существует множество препятствий, особенно когда он ведет к глубокой молитвенной жизни. Поэтому необходим хорошо подготовленный духовный наставник, который знает все ловушки диавола, подводные камни и опасности, который всегда может помочь неуклонно возрастать в святости, через более глубокую и аутентичную молитвенную жизнь.

6. Молитва и дела. Святая Тереза Авильская указывает на то, что истинный рост в молитве подтверждается и возрастанием в святости, а это значит в совершении добродетельных поступков. Иисус сказал, что дерево узнается по плодам. Так и подлинная молитвенная жизнь расцветает вместе с практикой поступков, связанных с добродетелями: верой, надеждой, любовью, целомудрием, милосердием, служением, смирением и постоянной любовью к ближнему и спасением его бессмертной души.

Богородица — наш пример на все времена, особенно в том, как тесно у нее были связаны созерцание и действие. В Благовещении мы восхищаемся ее поглощенностью молитвой, а в следующей тайне Розария (Посещении) она, вдохновленная Святым Духом, отправляется к родственнице, чтобы служить ей в миссии любви. По правде, мы можем назвать Марию деятельной созерцательницей. Как и Мария, мы призваны быть деятельными созерцателями.

7. Читайте о молитве. Святая Тереза Авильская не принимала в монастырь девушек, которые не умели читать. Почему? Причина проста, она знала, что многое можно узнать, особенно о молитве, посредством духовного чтения. Найдите хорошую духовную литературу о молитве и читайте! Сколько полезных идей приходит благодаря хорошим духовным книгам! Одно из предложений: прочитайте четвертую часть Катехизиса Католической Церкви. Это настоящий шедевр духовного чтения о молитве.

8. Уединение. Наиболее благоприятный способ, чтобы углубить молитву — это выделить продолжительный отрезок времени для молитвы, мы называем его духовным уединением. Одними из самых эффективных являются игнатианские духовные упражнения. Они могут длиться месяц, восемь дней или уикэнд, духовное уединение может оказаться чрезвычайно ценным. Иисус призывал, обремененных делами апостолов, пойти и отдохнуть. Этот отдых, обычно интерпретируется, как призыв к духовному уединению. Посмотрите на календарь и выделите определенное время для уединения. Более длительные периоды отводимые молитве помогают еще больше углубиться в ней.

9. Исповедь и молитва. Порой молиться бывает чрезвычайно трудно из-за нечистой совести. Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф5,8). После хорошей исповеди, когда Драгоценнейшая Кровь Христа омывает нашу душу и делает совесть чистой, внутренним взглядом мы можем созерцать Лик Божий с еще большей ясностью.

10. Богоматерь и молитва. Мы уже упоминали важность Святого Духа, которой должен быть нашим внутренним наставником. Так же мы должны постоянно просить Марию молиться за нас и с нами каждый раз, когда мы посвящаем время молитве. Она никогда нас не подведет. Иисус в Кане превратил воду в вино по ее заступничеству. Так и сейчас она может помочь превратить нашу пресную и блеклую молитву в сладкое вино благочестия. Мария вас никогда не подведет. Призовите ее!

о. Эд Брум, OMV
перевод: Михаил Фатеев, gaudete.ru

для друку для друку